Глава 3 | Поиск современного стиля
Система Orphus

Истоки танго

Существуют ли определенные «стили» танго, характерные для различных районов Buenos Aires? Один наш знакомый, старый milonguero, дал простой ответ на этот вопрос. Он сказал: «В городе было несколько великих танцоров, которыми все восхищались и которым подражали» (он имел в виду всем известных покровителей в танго – patrons). Но также он добавил: «Практиковаться можно было повсеместно, поэтому когда кто-нибудь открывал что-то новое, люди начинали это отрабатывать, и оно быстро распространялось». Так что моё мнение на этот счет таково: всегда существовали великие танцоры со своим собственным «стилем», но другие моментально его подхватывали, и стили эти никогда не оставались в изоляции в каком-то определенном районе на длительное время. Люди все время экспериментируют, и на милонгах постоянно возникают какие-то новые открытия. Иногда хорошие, иногда не очень. Бывает, кто-то откроет действительно стоящую вещь, которая «цепляет», влияет на многих и остается в истории, в то время как другие стили никогда не копируются и, вероятно, просто исчезают.

Так кто же оказал наибольшее влияние на современное танго? Пожалуй, не так сложно найти информацию о самых известных танцорах прошлого. В книгах, журналах, путем быстрого поиска в интернете можно добыть тонны сведений. Но по большей части все везде повторяется. Это будут имена, даты, места и пара слов о том, как все они потрясающе танцевали и насколько были известны. Но как конкретно они танцевали? Что делали на танцполе, что так повлияло на танго? Поскольку мы сняли огромное количество видеороликов и тщательно их изучали, я имею представление о большинстве выдающихся современных танцоров. Но гораздо сложнее заглянуть в прошлое и понять, что и каким образом повлияло на современных milongueros и их стиль. Позднее мы попытались собрать все старые записи, какие только смогли достать, объединить их и посмотреть, что получится. Я пытался изучить их тем же способом, каким изучил более сотни современных milongueros: оцифровал записи и с помощью компьютера изучал и сравнивал, что и как они делают.

Работа ещё не окончена, и собранного материала очень и очень мало, но я сделал всё от меня зависящее и в итоге пришел к кое-каким выводам. На данный момент есть в той или иной степени 3 стиля танго, пришедших из прошлого, которые до сих пор можно выявить на милонге. Более того, каждый стиль представлен одним танцором! Как модель Ford A или Chevy 57-го года повлияли на автомобильный дизайн последующих поколений, так и эти три легендарных танцора будут продолжать влиять на танго еще многие десятилетия XXI века. На следующих страницах я попытаюсь рассказать, что они такого важного сделали, и почему ими до сих пор восхищаются лучшие современные milongueros.

Первая легенда: Petroleo

Carlos Estevez родился в Almagro и начал танцевать танго в 1920х годах. Его sobrenombre на милонгах было "Petroleo" – странная кличка, в переводе она означает «нефть». Сначала мне сказали, что у него такое прозвище, поскольку он танцует плавно, будто нефть переливается. Но в своем последнем интервью незадолго до смерти он сказал, что получил свое прозвище из-за того, что в молодости много пил. Первая вещь, бросающаяся в глаза – это то, с какой скоростью Petroleo переставляет ноги. Обычно он танцевал с согнутыми ногами и сгибался в пояснице. Иногда он даже танцевал на цыпочках. Ниже приведена серия фотографий, на которых видно, как Petroleo стоит и двигается.

Petroleo Petroleo

Теперь, взглянув на эти фотографии, вы можете спросить: «И что же здесь великого? Пожилой человек с ужасной постурой пытается танцевать танго». Пожалуй, на этих фотографиях Petroleo не в лучшей форме, и как это часто случается, мне понадобилось некоторое время, чтобы понять, что к чему. Я стал пересматривать видео, изучать отдельные кадры и заметил, что Petroleo передвигается с огромной скоростью и уловить, как он ставит ноги, очень трудно. Та же история вышла и с некоторыми другими танцорами (например, с El Gallego, который двигается с быстротой молнии). Постепенно я осознал, что стиль исполнения танго у Petroleo очень быстрый и динамичный. Он танцует с такой энергией, что иногда встает на цыпочки и даже местами подпрыгивает. Это такой стиль исполнения танго, при котором приходится жертвовать всем в пользу максимальной выразительности. Постура и техника шага уходят на второй план, уступая место музыкальности и движению как таковому. Petroleo не танцует на камеру. Он будто летает над танцполом, для него музыка – прежде всего. А потом меня осенило: он же как Tete – мой первый герой танго! Вот они, Petroleo и Tete, бок о бок:

Petroleo и Tete местами выглядят неуклюже, танцуя на грани возможностей

Оба энергично устремляются вперед и заряжают весь танцпол

Похожие шаги в сторону

Tete y Sylvia
Оба встают на носки

Petroleo tangoTete y Sylvia tango
Иногда даже можно увидеть подошвы обоих ботинок, что нехарактерно для большинства milongueros!

Но несмотря на все их сходства, я не могу однозначно сказать, что стили Petroleo и Tete совершенно одинаковы. Tete ускоряется и двигается по танцполу гораздо более плавно, со множеством giros, в то время как Petroleo (по крайней мере на этом видео) в основном танцует на одном месте и очень редко делает giros. В своем танго он отдает предпочтение быстрым небольшим шагам. Сегодня на милонгах встречаются танцоры, на стиль которых повлиял именно Petroleo.

Глава 3 | стр 3
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину