Глава 4 | Вначале было слово...
Система Orphus

А может танго лишь для старой гвардии?

Пару лет назад мы с Alejandra были на званном ужине в Тусоне, когда женщина в легком подпитии принялась читать лекцию за столом. Она только что побывала на семинаре по танго нуэво и громко настаивала на том, что те, кому не нравится танго нуэво, – глупые, консервативные и с недостатком воображения. В общем, она считает, что люди, которые не желают пинать её по коленям, мммм…, ну вы знаете…, старомодные и не клеевые. Это было примерно в 1970х гг., и подобный аргумент о «разнице поколений» был одним из тех, которые я слышал в то время (Хотя это и было впервые, когда я услышал что-то подобное, но потом я ещё много раз сталкивался с таким, и чаще всего это исходило от женщин средних лет).

Я думаю вопрос в том, существует ли в действительности деление в танго на молодых и шустрых и пожилых и степенных. Думаю, что есть, хотя возможно и не там, где вы ожидаете. Я не встречал реального разделения исходя из возраста на группы традиционного танго и сценического танго с акробатикой, которое и преподают на большинстве семинаров (что включают и нуэво, и «alternativo»). По крайне мере, такого нет тут в Buenos Aires. То, что мы можем видеть, в том числе и в таких местах, как Villa Malcom и La Viruta, которые считаются основными центрами современного стиля в танго, так это то, что многие молодые люди начинают танцевать шоу танго, а потом часто переключаются на социальное танго милонг. Понятно, что молодые танцоры, которые не прониклись тонкостями музыки "Золотого века", предпочитают сценическое танго. Я понимаю, что многие находят активные движения более привлекательными для показа, но это характерно не только молодым. Исходя из моего опыта как внутри аргентины, так и за её пределами, на милонге начинают своими шоу номерами мешать как пожилые, так и молодые танцоры. А реальный танго разрыв заключается не в противопоставлении социального танго и сценического, а в разделении людей на тех, кому нравится старый стиль, и тех, кто предпочитает современное танго.

В 1990 г. Tango Argentino и Forever Tango представили танго миру. Многие люди увидели шоу и поняли, что хотят танцевать танго, таким образом, сценическому танго, популяризированному Todaro, Copes, и Dinzels, стали обучать во многих местах. Сегодня, однако, первое поколение, принесшее танго из Аргентины, уходит, и появляется следующая волна уже с новой техникой. Такие люди, как Eduardo и Gloria, Nito и Elba, сменяются Fabian, Chicho и El Pulpo. Практически в каждом танго сообществе можно встретить корифеев, которые обучают передним ochos, ganchos и sentadas, которым они выучились в 1990х, а сейчас им приходится конкурировать с более молодыми преподавателями, обучающими volcadas, colgadas и piernazos.

Так что вот, где проходит та самая граница разрыва поколений. Существует огромное мировое сообщество танго преподавателей, привлекающих учеников танго шоу, а потом обучающих их этим шоу элементам. И их дальнейшее существование зависит от исчезновения границы между социальным танго и сценическим.

Ученик, будь бдительным: Миф о стиле.

Аргентинцы знают, что в действительности есть лишь два стиля танго. Один это для шоу, который они называют "tango escenario" или "tango fantasia" (сценическое танго), а другой – это социальное танго, предназначенное для милонг, и они называют этот стиль "tango salon" (танго для помещения). Всё просто и со смыслом. Но потом началась путаница.

Так было всегда, но 15 лет назад практически везде стали обучать сценическому танго. Уроки давали профессионалы в шоу танго в промежутках между своими выступлениями. А 1990 г наступил танго бум, люди в Аргентине заново стали открывать для себя милонги, хотя возможность обучению танго в традиционном понимании практически была утеряна. Социальное танго было заморожено, и последние 35 лет процветала вычурная форма уличных и сценический представлений для туристов. Старый стиль медленного и постепенного обучения танго был практически утрачен. Просто не осталось людей, которые могут сохранять традиции практики танго со своей семьей у себя дома или играть с ним на углу улицы или отдавать должное на уроках в местных клубах. Так несколько людей стали пытаться найти что-то новенькое. Они решили обучать социальному танго милонг, давая уроки.

Основой на новых уроках стало четкое следование cadences музыки, хороший контакт с партнером и гладкие движения в ограниченном пространстве. Это конечно несколько поверхностно, но всё равно они охватывали уже базовую технику и разительно отличались от преподавателей, которые обучали сумасшедшим фигурам и сложной хореографии, поэтому новым учителям необходимо было провести четкую границу различия между социальным танго и тем, что существовало на тот момент. Проблема была в том, что многие профессионалы сценического танго стали использовать термин "tango salon" для привлечения внимания к своим урокам, поэтому новые преподаватели стали именовать свой стиль как "tango milonguero". Просто заменили слово "salon" на "milonguero". "Tango salon" означает танго, которое танцуют в помещении, т.е. на милонге, а "tango milonguero" – это танго, которое танцуют на милонге. Технически это одно и то же. Но поскольку профессионалы сценического танго захватили термин “tango salon”, новым учителям пришлось подобрать новый термин.

Возможно, тут и появилась эта путаница, но главное тут запомнить, что “tango milonguero” – это не какой-то отдельный «стиль» танго, в котором танцевали старые milongueros.

 Tango milonguero = танго для милонг = tango salon.

 Tango milongueros особое танго, которое танцуют старые milongueros.

Старые milongueros не танцуют каким-то особым способом, отличающимся от стиля других социальных танцоров Buenos Aires. Они просто из тех, кто дольше всех танцует. Это означает, что они лишь могут танцевать лучше, чем остальные, но их танец – это тот же ритм, движение и танго, как и у любого другого, кто знает, как правильно танцевать на милонге.

Проблема в том, что многие ошибочно ассоциируют tango milonguero лишь со старыми milongueros. А если бы это было так, и tango milonguero действительно представлял отдельный стиль социального танго, присущего лишь старыми milongueros,то логично было бы предположить, что остальные люди на милонге должны были бы танцевать в другом стиле, и они бы принялись его искать.

Дальнейшая неразбериха

Есть ещё одна современная вещь в академическом развитии под названием «постмодернизм». Она заключается в следующем: не существует в действительности четкой реальности. Слова означают то, что ты думаешь, они означают. И если достаточное количество людей верят в эти слова, то в конечном счете они создают сдвиг в восприятии, и это сдвиг порождает новую реальность. Я не уверен, что всё понимаю, но посмотрите, что произошло в танго: без какого-либо опыта танцевания на милонгах, становления частью культуры или хотя бы приглашения кого-то, кто является этой частью, некоторые люди принялись утверждать, что существует определенный стиль, присущий именно старым milongueros, под названием tango milonguero. Поэтому, когда они увидели, как пожилой мужчина танцует маленькими шагами на ограниченном пространстве, они стали называть такой стиль танцевания маленькими шагами “tango milonguero”. Но иногда танцоры делают и длинные шаги, а поскольку уже есть такой стиль, как “tango salon”, пусть тогда танго с длинными шагами будет называться “tango salon”. Потом они заметили, что некоторые танцуют очень быстро (это должно быть milonguero style), а иногда танцуют, наоборот, медленно (это должно быть salon style). Но они и на этом не остановились. Они предположили, что люди, обладающие плохой техникой, такой, как согнутые колени, демонстрируют какой-то другой очередной стиль, и так выдуманные стили стали разрастаться.

Иногда люди наклоняются друг на друга, когда танцуют (milonguero?). Некоторые более сильно наклоняются, другие чуть-чуть (стиль близкого объятия? Urquiza style?). А кто-то совсем не наклоняется. Так же замечено, что некоторые держат вес больше на передней части стопы, а другие наоборот опираются на пятки. Кроме того, существуют отличия, как партнеры стоят относительно друг друга: напротив или женщина немного смещена в сторону? Стали появляться подкатегории. Танцует ли пара в стиле Milonguero, или это разновидность стиля под названием Apilado? Может быть это зависело от того, где люди танцуют и как они шагают. Иногда люди постоянно собирают свои ноги, а иногда, наоборот, сперва немного разделяют их, а потом собирают вместе. Является ли это разновидностью или другим стилем? Может быть это Club Style или Orillero Style. Но что самое ужасное, это то, что люди не отличают стиль сценического танго и танго милонг, и начинают упорно доказывать, что те фигуры и связки, что они разучивают на уроках – это всего лишь другой стиль социального танго.

Когда я впервые начал изучать танго, я купил кучу обучающего видео, и в большинстве из них утверждалось, что они обучают новому совершенно другому стилю. Сегодня существует множество учителей танго, путешествующих по миру и включающих в свой курс элементы из других танцев, и называющих это Tango Nuevo, либо обещающих множество украшений, и называющих это Tango Salon. Но сколько бы я видео ни снимал, сколько бы ни танцевал, я никогда не встречал все эти стили тут на милонгах. Сегодня, когда я слышу, как кто-то говорит, что существуют различные уникальные стили социального танго с разными именами, я понимаю со 100% уверенностью, что это люди из того академически-сценического мира. Мира танго семинаров.

Таким образом, непонимание смысла пары слов создало новую реальность, которая дала возможность появлению запутанной смеси танго стилей. Это, конечно, прекрасно, для людей, у которых бизнес по продаже танго уроков. Преподавателям и исполнителям нужно рекламировать себя и, если они находят какую-то зацепку, они используют её. Нет ничего плохого, чтобы продавать что-то, но помните, что многое из того, что вы видите или слышите о танго – это всего лишь маркетинг. Преподаватели и исполнители постоянно выдумывают новые «стили», добавляя новые вещи в танго. Это их работа. Чем больше вещей они придумают, тем больше будет того, чему они смогут обучить. Если преподаватели могут выделить себя и дать большее студентам, обучая их множеству мелких шажков и продавая это как Milonguero, либо длинным шагам и называя это Villa Urquiza, они будут это делать.

Но правда в том, что хорошие социальные танцоры танго танцуют во всех этих стилях. Они подстраивают свой стиль под музыку и танцуют по-разному с разными партнерами. Они делают различные вещи лишь потому, что чувствуют каждый раз по-разному, они могут меняться в пределах одной танды или даже одной мелодии. Среди хороших танцоров существует удивительное разнообразие музыкального выражения, но все они танцуют в четко определенных рамках социального танго. И это обязанность каждого, кто посещает милонги, познать и уважать эти границы.

Итак в итоге, так кого же вам следует слушать? Пожалуй лучшим советом будут слова отца El Gallego, произнесенные практически 60 лет назад. Когда El Gallego начал танцевать, его отец сказал ему: «Стой прямо, учись правильно ходить и слушай музыку».

Neotango и всё в этом роде

Lawrence Welk
Lawrence Welk


В США была такая программа по телевизору под названием “Lawrence Welk Show”. И если вы действительно хотите понять, что такое «разрыв поколений», вам следует на нее взглянуть. Шоу представляло собой эпицентр войны между детьми и их родителями в 1960х гг. Оно проводило границу, разделяющую зрителей на тех, кому за 30 (которым нравилось шоу), и тех, кто младше 30 (кто ненавидел его). Его показывали в воскресенье ночью, и мои тетя с дядей всегда готовились к нему весь день. Но я не мог даже находится в комнате, когда оно шло. Для меня оно было совершенно безвкусным, старомодным, самым вульгарным куском мусора, который когда либо создавали. Но с годами я смягчился. И сегодня я думаю, что это было всего лишь что-то типа tango nuevo.

“Lawrence Welk” было таким шоу, в котором играла популярная музыка, и люди могли петь и танцевать. Секретом успеха было то, что не важно, что за музыка была, но она всегда была приглажена и адаптирована так, что любому было комфортно и знакомо. Это могла быть и африканская музыка, и из Азии или Латинской Америки, или из Нового Орлеана, но она всегда звучала очень «по-американски». То же самое касалось и танцев. Здоровая молодая пара, которая участвовала в шоу, могла быть одета, как цыгане, гаучо или казаки, но они продолжали улыбаться и танцевать, как прилежный мальчик и девочка с соседнего двора. И даже если на них был наряд для калипсо или юбка для хула, всё равно они были предельно аккуратны, избегая сексуальных движений бедер.

Парня, танцующего в шоу, звали Bobby, он начинал, как мушкетер в "The Mickey Mouse Club". Есть забавное видео с ним на YouTube, где он учит, как танцевать «Танец маленьких утят», в нем есть одно движение, которое было очень популярно пару лет назад в tango nuevo. Это когда партнеры ставят ноги близко к друг другу, отклоняются и вращаются. Такое вращение, отклонившись друг от друга, можно было встретить повсеместно пару лет назад, но позже я уже его не встречал:

 

Bobby does the Chicken DanceBobby does the Chicken Dance

Урок по вращению: Bobby демонстрирует «Танец маленьких утят»

Вращения на милонге в США (примерно 2004 г.)


Музыка из Lawrence Welk была очень популярной, но не была хорошей. И я тоже самое ощущаю по отношению к neotango. Взять танговскую тему, переделать немного её в стиле, который для большинства молодых людей в мире покажется удобным и знакомым, и мы получим tango nuevo. А добавив звук техно-транса, мы получаем идеальный фон для volcada-piernazo тренировки в свободной форме (может я рискую, написав так, заслужить презрение той женщины с вечеринки, но это и не важно. Думаю она найдет себе парня и танго ей наскучит, и, в любом случае, она никогда не прочтет этого)

Я считаю: большинство оригинальной старой музыки до сих пор звучит прекрасно, но я не знаю, как современная танго музыка будет звучать через несколько лет. Трудно сказать, но вероятно быстро забудутся танго, что играли на аккордеоне в шоу Lawrence Welk, или кручения, которые делали те прекрасные люди пару лет назад. Конечно всё ужасно, но могло же быть ещё хуже. Последний танго взрыв произошел 15 лет назад, и сегодня мы видим, как танго заново зарождается, как техно-клуб. Но представьте, если бы танго ворвалось в мир ещё на 15 лет раньше. И люди бы за пределами Аргентины стали возрождать танго где-то в 1980х гг., представьте, что бы тогда было. Мы бы стали свидетелями Disco Tango!

Но всё обошлось, хотя я содроганием думаю, что было бы. Но есть возможность представить это. Когда-то давно Adios Muchachos был переписан специально для американского уха и стал называться I Get Ideas. Эта мелодия была переписана многими людьми, и одна из версий была записана, как раз в самый разгар диско эры. И для смельчаков, какой культурной модификации могло подвергнуться танго, посмотрите как превратилась Adios Muchachos в I Get Ideas в исполнении Tony Orlando и Dawn. Я не шучу. Вы можете послушать её в интернете.

Оставайтесь с нами...

 

Глава 4 | стр 16
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину