Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Техника шага (часть I)

"You must work very hard to become a natural golfer."
«Вы должны усердно работать, прежде чем стать отличным игроком в гольф»
 -Gary Player

 

Я готовился написать о технике шага ещё с тех пор, когда только начал работу над этими страницами семь лет назад. Причина, почему я так долго готовился, прежде чем приступить к этой теме, в том, что она очень важна. Шаг – это и есть танго, или, по крайней мере, это физическое выражение танго. Если вы научились хорошо ходить в compás – вы освоили танго. А всё остальное – это лишь антураж. Как только вы научитесь правильно ходить под музыку, и найдете свой баланс, вы сможете контролировать исполнение всего, что угодно. А ухватить новые шаги и связки становится элементарным. Надо лишь выбрать, что хотите. Это как выбирать, какое платье или какой по цвету галстук вы хотите надеть. Вы можете попробовать какие-то шаги, поиспользовать их, а затем либо оставить, либо просто забыть про них.

Разные люди учатся по-разному. Мой подход к изучению чего-либо сложного – это разбить его на элементарные составляющие. Но это не для всего применимо. Таинство танго, в целом, слишком глубокое для такого подхода, но для изучения специфики техники шага в compás этот способ очень даже применим. Поэтому давайте рассмотрим основные упражнения для тренировки танго шага, а затем сделаем наш первый шаг. Мы увидим, что если мы сможем переучиться и забыть то, как мы ходили с детства, то сможем стать танго-танцорами:

 

Постура должна быть вытянутой, и помните о точках баланса.

 

Почувствуйте, как вы комфортно стоите на передней части стопы, а потом перенесите вес на одну из ног, а свободную ногу поднимите.

 

Небольшой шаг вперёд

Хорошо, а теперь давайте сделаем шаг. Вернитесь на нулевую точку баланса. Перенесите вес на нее и полностью расслабьтесь, и только затем поднимите свободную ногу. Поднимите ногу не очень высоко, при этом стопа должна висеть полностью расслабленной, с большим пальцем, направленным вниз. Теперь весь ваш вес приходится на одну ногу. Сейчас мы на полпути, но нужно кое-что ещё добавить. Представьте, что когда вы стоите на одной ноге с поднятой другой, полностью сбалансированные и расслабленные, кто-то легонько толкает вас между лопаток (можете даже попросить, чтобы кто-нибудь сделал это). Вы начинаете немного подаваться вперёд, и то, что вы делаете дальше, очень важно:

 1. Не сгибайте опорную ногу.

 2. Соблюдайте постуру.

 3. Не пытайтесь сделать огромный шаг. Вполне достаточно и небольшого.

 

Когда вы начинаете немного наклоняться вперёд, просто слегка приподнимите свободную ногу и направьте стопу вперёд, чтобы сбалансировать себя. Постарайтесь выпрямить приходящую ногу именно в тот момент, когда стопа коснется пола. Слишком рано или слишком поздно – одинаково плохо. И если сделать всё верно, то точка баланса на передней части приходящей стопы коснется пола именно в тот момент, когда выпрямится нога:

 

Наш первый танго шаг: на первой картинке вы стоите в балансе, «высокие», вес на передней части стопы. А затем невидимая сила толкает (стрелочка), и вы начинаете немного подаваться вперёд, слегка приподнимая колено свободной ноги...


...и, наклоняясь ещё сильнее вперёд, вы начинаете выпрямлять вашу ногу. И нога полностью распрямляется как в тот момент, когда стопа касается пола (последняя картинка). Обратите внимание на желтую линию: опорная нога всегда остается выпрямленной.

 

Пара вещей на заметку. Первое: посмотрите на желтую линию на всех фотографиях. Моя правая нога всегда остается выпрямленной. Существуют случаи в танго, когда опорная нога сгибается в колене, но сейчас это не один из них. Не сгибайте колено. Всегда оставляйте опорную ногу прямой, когда подаетесь вперёд. Второе: обратите внимание, что когда моя левая нога касается пола, она также полностью прямая. И если вы внимательно посмотрите на видео и на 2 последние фотографии, то заметите, что она выпрямляется именно в тот момент, когда ступня касается пола.

Ещё одна вещь, над которой стоит задуматься – это центр моего веса. Посмотрите на первые три картинки (верхний ряд), на начало шага. Обратите внимание, насколько сильно я подаюсь вперёд, прежде чем «начать шаг», т.е. до того, как я выставлю свободную ногу вперёд. Это очень важно, потому что именно за счет этого шаг в танго выглядит таким энергичным, и позволяет партнерше ощутить четкое и ясное ведение грудью. Если вы научитесь этому, ваш шаг будет выглядеть и ощущаться динамичным и плавным, и понравится вашей партнерше. И, что более важно, такой шаг является основой для музыкального выражения (которое мы вскоре обсудим). А пока запомните, что вынос ноги слишком рано является плохой привычкой в танго.

На последней фотографии мы только что коснулись пола и встали на прямую ногу. Что же дальше? Целью является прийти на опорную ногу в нулевую точку баланса, естественное положение баланса, в которое мы возвращаемся после каждого шага. Вот как это должно выглядеть:

 

Держите свою ногу совершенно прямой и приходите четко на нулевую точку.

 

На протяжении всех кадров моя опорная нога остается прямой. Начиная с момента, когда я стою на нулевой точке, ноги вместе, и заканчивая, когда я прихожу на новую опорную ногу. После этого довожу освободившуюся ногу до новой точки баланса. Мы поговорим об этом позже, а сперва давайте взглянем на ещё один момент:

 

Ваш вес должен переместиться вперёд, как только нога коснулась пола.

 

Вертикальная желтая линия представляет мой центр. Моя правая нога только что коснулась пола, и тело тут же прошло вперёд так, что вес моментально сместился на правую ногу. Вы можете увидеть, как вес перемещается с левой ноги (первый рисунок), а задняя свободная нога отрывается от пола, и вес полностью приходится теперь на правую ногу. Это и называют «шаг в пол», и вы должны заметить это на видео. Это дает эффект четкого шага. Не переносите вес, пока нога не коснулась пола – это признак плохой техники и приводит ко множеству проблем.

Все три элемента, которые мы тут обсудили (шаг с прямой ноги на прямую ногу, подача корпуса вперёд вначале шага и моментальный перенос веса, как только нога коснулась пола), очень важны в танго. Не делать их – это плохая привычка. В Аргентине её называют «шаг на коленях», «проверка воды» или «шаг на яйцах». Мы покажем вам это позже.

Взгляните ещё разок на видео и посмотрите, можете ли вы выделить те вещи, которые тут обсуждались:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube

 

Таким образом, сюрприз в том, что в танго нет необходимости сгибать опорную ногу, когда делаете шаг вперёд! Множество людей не понимают этого, а когда я пытаюсь объяснить им, они отвечают немного свысока. Обычно их ответы варьируются от «ну да, но всё же…» до «возможно, если хотите ходить, как робот». Бесполезно объяснять что-либо важное про танго людям, которые делают на нем деньги, и эти объяснения заставляют их смотреть на вас, будто вы с другой планеты.

Но есть, конечно, и другие случаи. Когда я только разместил это видео у себя на сайте, к нам домой пришел сантехник. Я оставил свой компьютер включенным, и поскольку никто, кроме меня и Alej, этот клип не видели, я решил показать его этому парню. Я сказал ему только, что у меня есть кое-что, скачанное из интернета, и мне интересно, что он об этом думает. Парень не имел никакого отношения к танго. Он лишь чинил водопровод, но он посмотрел этот клип какое-то время, всего пару секунд видео без комментариев, демонстрирующего мужчину в уличной одежде, делающего три шага. Подумав секунду, парень сказал: «Lindo. Es tango, no?». Здорово! Наконец-то хоть до кого-то дошло.

Глава 6 | стр 10
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину