Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Техника шага (Часть III)
Гармония движения

Термин "dos por cuatro" настолько важен, что его иногда используют на уроках вместо слова «танго». Но в тоже время dos por cuatro – это своего рода миф танго, и в действительности он не означает ничего более, чем просто чередование сильной доли со слабой. Доля в танго называется compás. И самая главная работа в танго – это найти способ физически выразить этот compás. Так что давайте поговорим об этом.

Чтобы выразить compás нам необходимо шагать четко на сильную долю. А на равном расстоянии между сильными долями находиться слабая. Таким образом, где мы находимся в любой момент шага, если шагаем на сильную долю compás? Касание пола ногой должно происходить четко на сильную долю, а между этим, когда звучит слабая доля dos por cuatro, вы должны вырастать и находиться в балансе на нулевой точке! В результате, если вы шагаете правильно, ваши пятки будут соединяться именно на слабую долю и естественное физическое выражение ритма dos por cuatro станет частью вашего танго! Естественная гармония движения, созданная механикой шага, будет в совершенной гармонии с compás! Это работает следующим образом: обладая хорошей техникой, мы естественны, замедляемся и замираем на слабую долю, а затем плавно ускоряемся на сильную. Но это не только ускорение с вектором вперёд на ритм dos por cuatro. Но так же ускорение с вектором вверх, когда отмечаем слабую долю, или ускорение с вектором вниз, когда идем в пол на сильную долю. Гармоничное движение в двух перпендикулярных направлениях, чтобы отметить compás! Ритм dos por cuatro выражен в двух различных осях. Красивое исполнение – замечательная вещь, на которую стоит посмотреть, хотя гораздо прекраснее чувствовать это на танцполе со своим партнером.

Возможно, вас утомило уже смотреть, как я шагаю, но вам необходимо взглянуть на эти три небольших клипа, поскольку это наиболее важные моменты для вашего развития. Это тот момент, когда мы начнем соединять движения с музыкой танго. В первом видео – то, что вы уже знаете: всегда шагайте точно на сильную долю танго. Я добавил щелчок ("тик") к звуковой дорожке, чтобы отметить сильную долю:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Шагайте на каждый щелчок ("тик") в звуковой дорожке, который отмечает сильную долю compás.


На следующих двух видео очень важные упражнения. На них щелчок ("так") отмечает слабую долю dos por cuatro. И можете заметить, что мои ноги четко собираются именно в тот момент, когда звучит слабая доля:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Теперь мы отметили щелчком слабую долю ("так"). Она звучит четко в тот момент, когда щиколотки соединяются. И мы так же остаемся высокими и замедляемся, когда проходим нулевую точку баланса.


И наконец, отметим щелчками и слабую и сильную доли. Вниз с ускорением на сильную долю и вверх, замедляясь и приходя в ось, на слабую:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
И наконец, соединим всё: естественная гармония в ритме dos por cuatro.


Шаг в этих клипах не настолько гладкий, как тот, что я или Alej делаем на милонге, но он достаточно хорош, чтобы продемонстрировать связь между прогулкой и ритмом dos por cuatro. Есть ещё много чего, о чём нужно поговорить, и мы сделаем это обязательно, но пока я бы хотел поговорить о том, что, я полагаю, должно случиться. Новичок обязательно покажет что-нибудь из этой книги своему учителю и спросит его мнение, а ответ будет примерно следующим: «Всё верно, я думаю. Он обладает своим стилем. Но существует множество других». Если вы услышите подобное – это знак, который означает буквально следующее: «Я собираюсь забить на технику и научить вас тому, что сам захочу». Поэтому позвольте мне дать некоторые танго инструкции.

Комментарии автора
«Не существует различных «стилей» социального танго
 – есть лишь хорошая и плохая техника».

В действительности существует лишь два стиля танго: «сценическое танго» и «социальное танго» (смотри главу 4 «Миф о стиле»). Всё, о чем мы здесь говорим, относится к социальному танго. И очень важно знать отличия этих двух стилей. Если в сценическом танго нет ограничений, то для социального танго существуют вещи допустимые и недопустимые. В сценическом танго вы можете танцевать любым способом, каким только хотите, и под любую музыку, или добавлять элементы из других видов танцев: из свинга, современных танцев или балета – всё что угодно. И также вы, как учитель, можете обучать всему, чему угодно. Если это весело, нравится окружающим и вашим ученикам, значит, всё нормально. Но танго на милонге – это как гольф. В нем свои конкретные цели и ограничения. Игроки в гольф не перемещаются по полю все одинаково, но при этом существуют верные и неверные способы это сделать. Хорошая техника дает хороший результат, а плохая – наоборот.

Техника социального танго даст вам определенные преимущества: поможет поддерживать контакт с партнером, оставаться в compás, передавать чувственность музыки "Золотого века" и эффективно двигаться по танцполу, не мешая окружающим. Я стараюсь соблюдать логику во всём, о чём рассказываю на этих страницах. Вы можете соглашаться или нет, но если кто-то пытается убедить вас в противоположном, то пусть докажет свою точку зрения. И если его объяснения будут звучать вроде: «Всё по-другому, потому что мы обучаем вас танго для шоу или просто для развлечения, но не для милонг» – тогда это хорошо и это правильный ответ.

Но если вас обучают чему-то иному и при этом говорят, что это лишь один из множества стилей танго, тогда попросите объяснить, что это за «стиль» такой. Узнайте, чем конкретно он может помочь вам на реальной милонге (не на практике, подобной милонге, в клубе, где проходят занятия). Если объяснения логичны и вам понятны, то отлично, следуйте этому стилю. Но не позволяйте обучать вас хореографическим штучкам или связкам, которые идут вразрез с compás, или показывать вам позировки или паузы с украшениями и махами ногами, просто говоря, что это такой стиль. Правда в том, что мир полон людей, которые понятия не имеют, как обучать танго, в том числе и в Buenos Aires. Большинству из использующих в качестве аргумента «новый стиль», не стоит вообще браться за обучение. Они оправдывают своё не знание хорошей техники, просто говоря, что это другой стиль, и их больше ничего не интересует.

Я знаю, что слишком строг к учителям. Уверен, среди них есть и отличные, и некоторые из них, возможно, даже читали эту книгу. Но позвольте мне спросить: если вы занимаетесь танго, то вспомните, что было на последнем уроке. Наверняка было что-то более сложное, чем простые шаги и искусство паузы. Может быть, даже сложные связки или сценические элементы в виде задней sacada. Но что бы там ни было, об этом даже речи не может идти, пока полностью не будет отшлифована техника шага и паузы. Это две основные и главные вещи в музыкальном выражении. Мы с Alej можем (и будем) танцевать всю оставшуюся жизнь без каких-либо sacadas, volcadas или boleos, но в каждом танго у нас есть паузы и шаги. Я уверен, что есть те, кто посвятил больше, чем два урока, изучению шага и искусству паузы, но для тех, кто пропустил, мы рассмотрим это на следующих страницах.

Глава 6 | стр 12
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину