Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Техника шага (Часть VI)
С пятки или с носка?

Самым первым вопросом о технике, который мне задавали, был вопрос о том, ходить ли с пятки или с носка. И я всё ещё получаю эти вопросы, и я понимаю, почему: человек, серьезно относящийся к танго, снова и снова будет сталкиваться с этой проблемой. Этот вопрос сводит меня с ума, и, как и многие вещи в танго, он не имеет простого ответа. Сейчас, я думаю, имея достаточно опыта, я могу на него ответить. Но сперва давайте взглянем, как выглядит шаг с пятки:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Касаться в первую очередь пяткой, а не подушечкой стопы.

 

Приход на пятку немного преувеличен, но шаг по прежнему остается правильным. Видите, что нога в шаге проходит четко через выпрямление в колене. А если взглянете внимательно на бедра, то заметите, что уровень бедер движется по волне, как на американских горках, это и есть следствие «вырастания» на слабую долю и энергичного «падения» на сильную. Таким образом, при шаге с пятки также складывается впечатление хорошего музыкального выражения compás, что и есть наша цель. Если вы можете этого достичь в вашем шаге – вы справились с главной задачей. Как и все на милонге, я хожу с пятки, но всё же бывают ситуации (как на видео выше), когда мне неудобен такой шаг. На видео представлены шаги в corrida, и хотя я никогда не понимал, почему, но всегда в таких случаях мне неудобно было ходить с пятки. Я понял это, только просмотрев этот фрагмент видео.

Когда я начал добавлять к звукоряду видео фрагмента «тик», отмечающий сильную долю, я обнаружил, что пять кадров видео проходит от момента когда пятка ступает на пол до момента касания пола носком. Мы ходим на каждую сильную долю. В секунде 30 кадров, 5 кадров проходит между приходом пятки и носка, то есть 1/6 секунды! Может, и не так очевидно сразу, но всё это означает, что мы не можем четко отмечать сильную долю, делая шаг с носка. Я думал, что я всегда отмечаю сильную долю compás, именно когда касаюсь пола передней частью стопы, т.к. прихожу на переднюю точку баланса, но это видео показало обратное. Именно пяткой мы отмечаем ритм, а касание пола передней частью стопы происходит на доли секунды позже.

Чтобы сделать corrida из длинных шагов, нужно много места, которое очень трудно найти в условиях милонги. Поэтому обычно большая часть шагов в социальном танго небольшие, и это вполне нормально. Музыка обычно тоже не призывает делать огромные шаги, практически всё в танго может быть обыграно на маленьких шагах. В действительности всё прекрасно можно обыграть, находясь лишь на одной baldosa (кафельная плитка), и это как раз – истинное танго! Но когда освобождается небольшое пространство впереди, то можно сказать очень много, сделав лишь 1 – 2 мощных шага, и это именно тот случай, когда идеально делать шаг с носка. И когда есть много места, я использую шаги с носка в corridas, обходя Alej справа. Вот те случаи, когда можно делать длинные шаги с носка, которые кажутся более элегантными и музыкальными. Так сказать, более танговскими.

Делая маленькие шажочки, пара находится в очень близком объятии, их постура более вертикальна и вытянута вверх. И в таком случае шаг с пятки не особо заметен. Стопа, скорее, касается пола плашмя, поэтому нет такого разрыва во времени между касанием пола пяткой и подушечкой стопы, какой существует, когда мы вытягиваем ногу для длинного шага в corrida. На видео видно, что в corrida при касании пола стопой происходит как бы двойной шлепок, что кардинальным образом отличается от резкого акцентирования compás путем прихода стопы на переднюю точку баланса. Если сравните этот шаг с шагом на видео с предыдущей страницы, то найдете эти отличия.

Танец на носочках

В прошлом столетии, когда я только начинал учиться, все делали так называемое rulo (завиток). Нас учили выворачивать стопу и тянуть большой палец, как в балете, и рисовать на полу небольшие rulos (завитки). Это был один из тех элементов Todaro, Dinzel, Copes, да кого угодно из танго, которые экспортировали из Аргентины. Но сомневаюсь, что они когда-либо использовались на милонгах. Это допустимо лишь для сцены, но не для милонги в Buenos Aires. Это просто не очень... человечно.


Делать шаг, касаясь в первую очередь подушечкой стопы или пяткой – это и в том и другом случае это нормально, но ходить на носочках – это плохая привычка для милонг. Чаще всего – это результат плохой техники, это как заваливаться назад или слишком вперёд, или выставлять ногу слишком рано (смотри видео с предыдущей страницы про ранний выброс ноги). Сейчас же позвольте сказать, что мужская партия в танго – это с ощущением вверх направить грудь вперёд, а шаг делать энергичным и направленным четко в пол, чтобы отмечать compás (техника женского шага назад немного отличается от этого, но об этом поговорим позже).

Лучшим ответом на вопрос, что является более правильным – делать шаг на пятку или на переднюю подушечку стопы, будет, на мой взгляд, то, что это просто разные инструменты. Как и многие технические вещи из этой главы, это просто различные способы выражения музыки. И если вы научитесь и тому и другому, то вы просто сможете выбирать, что вам наиболее подходит в данный момент.

****
Далее о cadences в танго и в танго-вальсе.

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Полет в танго-вальсе. Проследите за траекторией бедер в этом видео.
Глава 6 | стр 15
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину