Украшаться или нет

В Аргентине украшения в танго называют adornos. Adornos – это украшения, которые добавляют во время танца партнер или партнерша. И вопрос в том, стоит ли их делать в социальном танго или нет. Самые популярные adornos – это boleos, ganchos, sentadas, а также другие различные махи ногами, которые выполняют сценические танцоры. Но помимо этого они ещё делают небольшие движения стопой такие, как работа большим пальцем, или «рисование» по полу. Должны ли мы делать это, и если да, то как много?

Нет никаких запретов по поводу добавления украшений в социальное танго, но что касается меня, то у меня есть некоторые предубеждения. Если вы согласны с предпосылкой, что милонга – это место для общения посредством музыки, а не для шоу, то какой смысл делать какие-либо украшательства, чтобы развлечь тех, кто, возможно, смотрит? Я полагаю, что одним из ответов может быть то, что делаем это ради развлечения, или чтобы позволить женщине проявить себя. И если делать всё правильно, то это можно рассматривать как один из способов выражения музыки другим партнером. Но многие люди делают украшения, чтобы привлечь внимание, и, боюсь, преподаватели иногда в данном вопросе – первые нарушители. Я думаю, они делают это не для выпячивания себя, а в качестве рекламы, чтобы привлечь больше учеников, что, в свою очередь, приведет к тому, что их ученики переймут манеру использования излишних украшений в танце и всё повторится по кругу.

В любом случае у меня множество материала с милонг в Buenos Aires, поэтому я решил просмотреть их на предмет наличия украшений. Я уже практически подходил к концу, но нашел лишь несколько примеров украшений. Лучший из них я уже показывал в 5 главе, но сделаю это снова:

На этом видео El Chino делает великолепное adorno: рисует небольшие круги ногой во время выполнения giro. Он делает это не часто, лишь однажды я засек это на камеру, и то оно встретилось лишь один раз за танду.

Я не делаю сам adornos и не особо люблю смотреть, когда их делают, но тот элемент искусства, который вставил El Chino в своё giro, действительно прекрасен. Он делает это точно в конце танго, как тонкий способ выразить свои чувства, вызываемые музыкой.

Мне пришлось просмотреть ещё кучу видеоматериалов, чтобы найти пример украшений, которые делают milongueros, и, наконец, я нарыл одно в первых записях. Это запись, сделанная 7 лет назад, на которой Alejandra и Ricardo Vidort вместе тренируются. Я собирался показать лишь пятисекундный кусок видео, но поскольку я не видел его сто лет, я просмотрел его несколько раз и просто влюбился в него. На нем ещё те времена, когда Ricardo был силен и полон энергии, поэтому я решил оставить всё видео целиком. Вы должны очень внимательно смотреть, чтобы заметить adorno, поскольку оно длится полсекунды где-то в середине клипа. Ricardo быстро рисует своей левой ногой rulo (завиток), оставаясь при этом в compás (приношу свои извинения за плохой звук). В нем под моё самое любимое танго танцуют вместе два моих самых любимых человека:

Действительно хотите научится танцевать танго? Вот всё, что вам нужно.

Если вы действительно хотите понять, как танцевать танго, то это именно то видео, которое вам нужно. В нем есть всё. Вот, что подразумевается, когда говорят «пропускать через себя музыку».

Есть несколько различных способов просматривать это видео. Первый – смотреть на общую картину. Обратите внимание на вытянутую постуру Ricardo и на то, как он держит свою голову, руку, корпус, как он движется с музыкой. Посмотрите, как он замедляется, делает паузы, а потом ускоряется. Вперёд, назад, в сторону, эффективно использует любое свободное пространство, позволяя энергии музыки перемещать его в пространстве. Не слишком сильно, но и не мало, а именно столько, сколько необходимо, чтобы двигаться естественно со звуками оркестра и вибрациями и cadence голоса Vargas.

Если вы хотите пойти дальше, то закройте верхнюю часть видео и следите лишь за ногами. Обратите внимание, как энергично и четко ступает Ricardo в пол, отмечая compás. Он начинает с простого, потом усложняет, добавляет разнообразия в ноги. Иногда он замирает на секунду, давая Vargas закончить музыкальную фразу, а затем делает corrida, вмещая в нее различные комбинации сильных и слабых долей. И чем больше я смотрю это видео, тем больше складывается ощущение, что Vargas с D'Agostino следуют танцу Ricardo, а не наоборот. Посмотрите, он как будто своими ногами руководит оркестром.

Это танго о прощании с тем образом жизни в окрестностях, в которых выросли Alej и Ricardo. Слова Vargas о них, и они – часть этих слов. У Ricardo никогда не было особого общественного признания, но каждый раз, просматривая записи с ним, я понимаю, какая великая потеря произошла для танго, когда он ушел из жизни.

Я знаю, что звук в этом видео просто ужасен. Возможно, вам придется сделать громкость на максимум, чтобы услышать что-либо, но Adios Arrabal – это лучшее из существующего. Оно идет из самого сердца танго. Если вы всё ещё не знаете его, то вернитесь к 4 главе, где оно представлено в хорошем качестве, и познакомьтесь с текстом этого танго. И потом, когда пересмотрите клип, сконцентрировавшись на музыке, естественный способ, с которым Ricardo обыгрывает это мощное и прекрасное танго, станет для вас более понятным и значимым, потому что невозможно танцевать так, не понимая, о чем эта музыка.

⚹⚹⚹⚹

А теперь я хотел бы обсудить другую сторону медали. Milongueros на видео выше танцевали на относительно безызвестной милонге в Buenos Aires, а вот другие хорошо известные аргентинцы организовали тур и представляли танго в мире. Вот, например, имена наиболее известных людей того времени: Carlos Copes, Dinzels, и Osvaldo Zotto. Они были звездами на паре крупных семинаров, проводимых в США. И вот несколько видео с их уроков:

Carlos Copes, Dinzels и Osvaldo ZottoLorena) дают уроки танго в США в конце 1990х гг.

Всё три пары на видео достаточно известны и успешны, поэтому, прежде чем начать, скажу, что у меня нет намерения насмехаться над людьми или высказывать какой-либо негатив на этом сайте. На сколько мне известно, все они милые люди, а один из них, Osvaldo Zotto, особенно мне симпатичен, т.к. задержался как-то после урока и помог мне с моей постурой. Однако все они профессионалы, которым платят за то, чтобы они ездили по миру, давали уроки танго и показывали шоу, поэтому будет справедливо высказать своё мнение о том, что они делают.

Думаю, первое, что бросается в глаза в этом видео – это то, что их танцы какие-то крадущиеся. Вместо того, чтобы соблюдать постуру, танцевать грудью вперёд и шагать в музыку, партнеры крадутся вокруг да около, как кошки. Они шагают на мягких согнутых ногах, что в итоге приводит к отсутствию энергии и гармонии с ритмом. Это даже не похоже на танец, это своего рода способ перемещения на новое место на сцене так, чтобы сделать ещё больше украшений. Ещё одна вещь, которую я приметил – это то, что они постоянно двигают своими головами и руками. Они постоянно в упор смотрят либо друг на друга, либо в пол, будто они не находят места для своего взгляда. А поскольку они делают много связок с разрывом объятий, то их контакт всё время меняется и довольно слаб. На милонгах хорошие танцоры оставляют свою голову, руки и верхнюю часть корпуса неподвижными, а постоянное кручение головой и руками очень отвлекает.

У меня есть записи с двух танго-фестивалей, и они совершенно похожи. Представляют собой демонстрацию различных, подобных этим, связок, а также показ клипов с шоу-номерами. В некоторых клипах есть словесные или голосовые подсказки, которые проговаривают названия демонстрируемых элементов: «Back ocho. Salida cruzada... contra paso... caminar with media vuelta... boleo combinacion».

Последняя пара – Osvaldo Zotto с Lorena, великолепные и талантливые танцоры, но полагаю, что в момент, когда их снимали, они были относительно начинающими, и делали основные ошибки начинающих. Они танцуют под Una Emoción, это очень мощное танго, которое рассказывает нам о важных вещах (4 глава 3 страница), но их танец совершенно не соотносится с музыкой. Во время танца они пару раз делали паузу, лишь чтобы страстно посмотреть друг другу в глаза, и даже видно, как они готовятся к следующему набору украшений. Музыка и слова Emoción имеют свою структуру. Есть вступление, в котором первой строкой Campos нагнетается драматизм: «Vengan a ver que traigo yo...». Это очень важное место в музыки, и если вы танцуете под нее, то вы обязаны его обыграть. А теперь обратите внимание, что происходит в клипе. Пара замирает незадолго до этой строки, они смотрят друг на друга секунду, а затем бросаются выполнять следующую связку. Их танец проходит мимо этих строк, и первые важные строки Campos похоронены где-то в серии шагов их хореографической связки.

Возможно, это и не так заметно, но у меня огромный опыт в танго. Когда я впервые приехал в Buenos Aires и начал снимать, я окунулся в серию семинаров, подобных тому, что на видео выше, и они не казались мне такими уж плохими. Но сейчас они выглядят очень комично. На втором видео на этой странице Ricardo с Alejandra не пытаются создать какое-либо искусство. Они дурачатся, делают свои ошибки, но в их танце есть страсть, жизнь, и porteño чувствует это. Их танец гениален, он живой и музыкальный. Многие из подобных старых танго действительно являются шедеврами. Они были написаны, и в них обыграны вечные темы, которые любые хорошие milonguero и milonguera, которых я когда-либо встречал, понимают, и протанцовывают их с уважением. Но танцы, которые они «продают» на подобных мастер-классах, я бы сказал, представляют собой напыщенный и показушный набор элементов.