Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Разберем и разложим танго на атомы

Первое время в танго я брал множество уроков и штудировал видео уроки, но стоило мне приехать в Buenos Aires, как я быстро осознал: всё, что я до этого учил, совершенно не имело никакого отношения к танго и к тому, что танцевали на милонгах. Поэтому я решил попробовать заснять milongueros на видео и по нему изучать, как они двигаются. Какое-то время спустя я брал уроки по горным лыжам у Olle Larson, одного из лучших в мире тренеров. Его подход к обучению был следующим: тщательное изучение видео лучших горнолыжников и подробнейший разбор каждого их движения, разложение на базовые элементы, которые проще понять. А затем он разрабатывал специальные упражнения для отработки каждого элемента. Я думаю такой подход может быть применим и для танго.

Разобрать биомеханику движения по частицам не так просто. Вещи, которые на первый взгляд кажутся элементарными, в итоге оказываются очень сложными, а то, что сперва кажется сложным, после тщательного разбора оказывается простым. Простой и точный удар гольфиста не кажется настолько уж сложным, но стоит попытаться повторить, и вы наткнетесь на миллионы трудностей. А сценическое танго, которому меня обучали на уроках, наоборот, выглядело довольно сложным. И то, что преподаватели показывали на уроках, всегда казалось очень сложным и состоящим из множества движений. Но в итоге всё оказывалось элементарным. Поскольку это всего лишь связка, состоящая из элементов в четкой последовательности, которую надо просто запомнить (может быть, это и есть одна из причин, почему сценическое танго так популярно среди учеников и учителей. Оно создает иллюзию сложности, что позволяет ученикам чувствовать прогресс, когда они учатся запоминать всё более длинные связки).

 

Социальное танго подобно горным лыжам, технику которых можно разбить на части и отрабатывать их по отдельности. Единственное отличие – что горные лыжи красивее.

 

Социальное танго, однако, больше напоминает горные лыжи или гольф. Оно состоит из различных биомеханических движений, которые выполняются одновременно, «параллельно», в отличие от сценического танго, в котором все движения следуют друг за другом. И, что важно, эти параллельные движения хорошего социального танго могут включаться в разные комбинации и перемешиваться. Лыжники на картинках выше вроде как замерли на месте, но при этом они сконцентрированы, и следят за различными вещами: плечи должны быть расслаблены, лицо направлено вниз по склону, бедра развернуты в сторону поворота, руки должны находиться впереди и быть приподнятыми, вес должен распределяться на передней части стопы и смещаться на внешнюю сторону при повороте (и всё это, вместе с другими моментами, делается на скорости 65 км/ч). А через пару секунд всю эту биомеханику нужно применить в другом задании.

Разницу между последовательным исполнением набора элементов в сценическом танго и параллельным в социальном – можно увидеть в видео с Gustavo Naveira и Miguel Balbi с 4 страницы:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Сценическое танго часто представляет собой набор заданных элементов, протанцовываемых один за другим. А социальное же танго состоит из серии движений, исполняемых постоянно.


Сперва может показаться, что Naveira танцует очень сложно, но при близком рассмотрении вы понимаете, что он со своей партнершей делает, по большей части, набор последовательных махов ногами, разделенных паузами. Они просто делают одно движение в определенный момент, потом замирают в красивой позе, а затем делают следующее. А теперь взгляните на двойное giro в исполнении Miguelito (сразу, когда Naveira уходит на задний план). Как и качественный спуск на лыжах, на первый взгляд обманчиво легко. Miguelito влетает в giro, постепенно добавляя различные уровни одновременных движений, которые требуют четкого расчета и контроля баланса при движении вокруг общей оси. Может показаться, что это очень просто повторить, но если вы попытаетесь, то поймете, что это так же просто, как сделать мастерский удар Tiger Woods.

Если вы посмотрите видео с предыдущих страниц, то увидите там то же самое. Сценические танцоры обычно выполняют одну за другой заготовленные связки, в то время как Alej и Ricardo в своем танце парят и движутся с cadences музыки. Именно поэтому иногда очень сложно разложить на части и проанализировать детально хорошее социальное танго.

Всё, что нужно для милонги.

Правда в том, что существующая семинарная модель обучения танго не совсем подходит для обучения социальному танго. Уроки хороши для разучивания связок, из которых состоит сценическое танго, но социальное танго не танцуется набором элементов. Оно состоит из постоянных физических движений, которые четко соответствуют музыке, и этому невозможно обучить на уроках. Одним из способов научиться танцевать социальное танго является освоение базовых навыков, а затем соединение и применение их в постоянной практике на милонгах. Вот что представляет собой настоящее обучение танго. А со временем основные биомеханические движения медленно сольются воедино и переплетутся с cadence.

Быть milonguero означает быть вечным студентом в изучении безграничных возможностей танго. И нет ничего хуже в этом деле, чем следовать советам харизматичного учителя, концентрирующего на своем стиле и обучающего заученным связкам. Единственным верным способом изучения танго является концентрация на тонкостях техники, которые помогут вам найти свой собственный стиль выражения музыки. Но прежде всего нужно поработать над базовой техникой. Поэтому давайте посмотрим, что мы можем почерпнуть из видео.

Сперва давайте сравним Ricardo Vidort и Carlos Copes с предыдущих страниц. Оба они – мастера своего дела, но представляют совершенно разные стили танго. Один из них – milonguero, а другой великий сценический танцор, но оба имеют нечто общее: во-первых, оба соблюдают постуру и баланс в танце, и во-вторых, оба чувствуют cadence музыки. Поэтому я полагаю, что эти два общих момента можно выделить как основные характеристики хорошего танго. Неважно, танцуешь ли ты в шоу в Calle Corrientes или на милонге в Avellaneda, но именно это каждый танцор должен делать в совершенстве.

Но единственный стиль, который нас интересует, и который мы разбираем в этой главе – это стиль, применимый для переполненных милонг. Поэтому оставим кошачий шаг и украшения сценическим танцорам, и сосредоточимся на базе социального танго. И, в довершение к тем двум моментам, добавим ещё несколько основных вещей, которые мы увидели, просматривая видео и танцуя на милонгах последние 7 лет:

1. Шаг в любом направлении должен приходиться на прямую ногу.
2. Необходимо осознать и соблюдать постуру с весом, смещенным на переднюю часть стопы.
3. Научиться делать мягкий, но энергичный шаг после паузы.
4. Делать шаг четко на сильную или слабую доли как в танго, так и в вальсе.
5. Научиться делать corridas, состоящие из серии последовательных шагов, как на сильную, так и на слабую доли.
6. Делать четкие повороты на любой ноге.
7. Закручивать corridas в giros.

Вот всё, что нужно для музыкального выражения и навигации на милонге. Существует множество способов танцевать социальное танго и нет необходимости использовать всё это постоянно, но знать и уметь это вы обязаны.

Ранее мы уже обсуждали такие вещи, как постура, баланс и шаг. Также мы говорили о том, как правильно делать шаг четко на сильную и слабую доли музыки. Но мы не будем далее рассматривать все оставшиеся пункты по порядку, а, наоборот, поговорим о них вразброс, соединяя некоторые из них вместе. И, спустя какое-то время, окажется, что все эти моменты нам знакомы. Наш подход будет заключаться в следующем: попытаемся четко разобрать отдельно стоящий пункт, и потом на каких-то упражнениях отработать его. И, конечно же, мы продемонстрируем, как лучшие танцоры используют это для выражения музыки.

А теперь давайте пойдем дальше и рассмотрим основу музыкального выражения. Обсудим момент под номером 5 в списке: corridas, состящие из серии последовательных шагов как на сильную, так и на слабую доли.

Глава 6 | стр 19
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину