Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Мечты и реальность

Мы выяснили, как правильно стоять и ходить. Следующим наши этапом будет – как «танцевать». Большинство из нас начинают своё танго-путешествие, имея при этом какое-то своё видение. Это может быть всё что угодно, от простых мечтаний о славе, возникших после просмотра фильмов или шоу о танго, до простого желания избавиться от стеснения на милонге. Удивительно, но желания первого типа гораздо легче реализуемы. Но лишь небольшая группа людей зарабатывает на жизнь шоу, и их представления породили всемирную систему семинаров для подготовки сценического танго.

Хотя овладение техникой, необходимой для того, чтобы стать хорошим социальным танцором, гораздо более сложная задача. Проблема в том, что танго на милонгах не состоит из определенных фигур и украшений. Социальное танго представляет собой движение в музыку, и очень мало что можно сделать из тех элементов, которым обучают на уроках, и которые можно охарактеризовать как «демонстрация, копирование, запоминание». И чем ближе вы познаете бесконечность хорошего социального танго, тем труднее кажется эта задача. И кажется, что трудно понять с чего начать, но давайте попробуем найти эту точку отсчета.

Считаем Compás

Целью социального танго является выражение музыки верхней частью корпуса партнеров. Хороший социальный танцор сохраняет верхнюю часть корпуса в контакте и неподвижно, пока перемещается по танцполу в такт cadence и мелодии. И когда всё сделано верно, то это напоминает неприметные движения палочки дирижера. Слова, звуки и ритм – всё переплетается в движениях танцора, создавая трехмерную реальность. Как это сделать? Если вы посмотрите на лучших танцоров, то обнаружите, что одним из составляющих блоков их движения является серия быстрых последовательных шагов на каждую долю музыки. Большинство изменений скорости, направления или повороты являются следствием этой последовательности быстрых шагов. Поэтому вам нужно научиться делать это, если вы хотите узнать, как правильно двигаться на милонге.

Обычно, когда мы говорим о compás, используем термины «сильная доля» и «слабая доля». Поэтому мы давали определение ритму dos por cuatro в cadence танго как "сильная доля, перемежающая слабой". Самый простой шаг – это шаг на сильные доли. Но если мы хотим делать шаг ещё и на слабую долю, то для лучшего понимания, как это сделать, пронумеруем каждый шаг. Так, если будем ходить на каждый счет, то первый шаг на сильную долю пометим «1», и так далее с каждым шагом, пока опять не дойдем до сильной доли. Поэтому на видео ниже вместо того, чтобы отмечать шаги щелчками «тик-так-тик», посчитаем их как «1-2-3»:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Лучше считать быстрые шаги в видео «1-2-3».


На видео выше давайте посчитаем «1-2-3» последовательные шаги на «СИЛЬНАЯ – слабая – СИЛЬНАЯ» доли. Большинство танцев строятся именно на основе этой последовательности из трёх небольших шагов с акцентом первой слабой доли. Это используется и при смене направления, и при поворотах, а партнерши постоянно делают это, приходя в крест или закручиваясь в giro. Но не стоит ограничивать себя комбинацией из трех последовательных быстрых шагов. Мы можем делать их сколь угодно много, но заканчивать будем до очередной сильной доли. Это означает, что ускорения состоят из нечетного количества последовательных шагов: 3, 5, 7, 9, 11 и т.д. Вы можете делать сколько угодно последовательных шагов. Давайте взглянем, как некоторые milongueros применяют это в танце:

Скачать видео файлВидео на YouTube
Roberto Noli, Blas и Ricardo шагают на каждую долю. Если посчитаете «тик-так», то заметите, что ускорения состоят из 3, 5, 7, 9, 11 и даже 17 последовательных шагов! (в танго серия ускорений на каждую долю должна состоять из нечетного числа шагов.)

 

Если вы посчитаете количество шагов в серии ускорений у Roberto "El Rey del Compás" Noli, то обнаружите, что он использует несколько ускорений из 3 шагов, перемежая их сериями из 9, 7 и 11 (в танце с Adriana). Blas делает серии из 5 и 3 шагов (с Graciela). А в последней части видео Ricardo в первой corrida делает ускорение из 7 последовательных шагов, а заканчивает серией из 17 шагов, закручивая партнершу в giroAlej). И такие длинные серии ускорений последовательных шагов не являются чем-то необычным для Ricardo, когда он танцует под tango picado. То же самое и у Roberto, он регулярно делает серию ускорений из 7 или 11 последовательных шагов, а однажды я даже заснял, как он сделал подряд 19 шагов на каждую долю.

В качестве тренировки можете вернуться на пару страниц назад и посчитать, последовательность из скольки шагов делают Alejandra и Ricardo в Adios Arrabal. А потом поставьте музыку для себя и попытайтесь повторить. Не думайте сперва о технике или о том, как повести партнершу. Просто практикуйте в линию последовательность из 5, 7, 9 и 11 шагов на каждую долю. Посмотрите, как далеко вы можете зайти, и что меняется при смене музыки. А затем уже обратите внимание на правильную постуру, на четкий шаг и на приход на прямую ногу. И наконец, попробуйте эти ускорения проделать с партнершей.

Замедление

Танго на видео выше – прекрасный пример социального танго, но всего лишь небольшой кусочек, и больше даже относящийся к tango picado. А вот пример более ритмичного танго в стиле D'Arienzo. Но танго можно танцевать совершенно различными способами, а музыка, не имеющая столь ярких акцентов, может призывать к совершенно другому танцу. Давайте взглянем на ещё один пример великолепного танца, в котором нет уже столь очевидных серий ускорений из последовательных шагов:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Вот пример более расслабленного, но в то же время и более сложного, танго, в котором серии из 3 или 5 последовательных шагов применяются лишь для поворота или смены веса, когда ограничено пространство для продвижения. Лучшие milongueras обожают такой стиль танцевания.

 

Это очень хороший танец в исполнении Milonguero X. Танго для взрослых. Танец настолько расслабленный и естественный, что может показаться практически заурядным, но в действительности он очень сложный. Причиной того, почему кажется, что всё так неторопливо, является то, что X внутренне готов и полностью погружен в музыку. Обратите внимание, как ноги его и его партнерши движутся и крутятся в cadence музыки. Обычно мы сперва смотрим, а потом уже слушаем, но ключом к пониманию великих milongueros является сперва внимательно послушать, а потом уже смотреть. Посмотрите видео, пытаясь сосредоточиться на слуховом восприятии. Чтобы услышать только музыку, можете воспользоваться моим методом. Сместите свой взгляд немного в сторону, чтобы лишь боковым зрением следить за танцующими. Вашей целью является влиться в музыку и услышать её части так, чтобы начать слышать музыку, как X. А потом уже начинайте следить за движениями тела.

Вначале он делает достаточно агрессивные шаги, чтобы выразить мощь всего оркестра. Затем, ближе к середине, если взглянете на его правый локоть, увидите, как он начинает смягчать мелодию. Сперва он следует своим корпусом за партией скрипки, потом бандонеона (Боже! Вслушайтесь в этот бандонеон! Кто может повторить это?). Каждый раз, когда он делает шаг назад с правой ноги, он замедляется и сокращает шаг, чтобы пустить свою партнершу вокруг себя, следуя тем самым за оркестром, который растягивает мелодию. А когда cadences подчеркивается визгливым бандонеоном, и вступает фортепиано, он делает небольшие повороты и смену веса. И всё это делается в очень ограниченном пространстве. Пары танцуют достаточно близко к друг другу, но это никого не заботит. Всё прекрасно знают, что и как происходит рядом.

А теперь взглянем на его партнершу. Представьте, что вы можете удалить всех других танцоров и оставить лишь её одну на пустом танцполе. И тогда понаблюдайте за её ногами. Вы заметите, что она совершенно не пытается что-либо выразить с помощью дополнительных украшений. Она танцует для себя. Если вы приглядитесь, то увидите, что она полностью погружена в музыку. Вот великолепный пример тех неприметных вещей в женской технике, которые мы обсуждали ранее в 3 главе. Она ощущает каждое движение своего партнера, а затем обыгрывает его вместе с ним. Что касается меня, то если я действительно сосредоточусь лишь на ней и её парящих ногах, то кажется, что она – будто смычок скрипки, играющий мелодию.

Milonguero X предпочел анонимность. Он не танцует с большим количеством женщин, но лучшие milongueras обожают танцевать с ним, потому что он слышит все те вещи в музыке, что и они. В этом видео он делает серию ускорений из последовательных 3, 5 и 7 шагов (может быть, даже и 9), но их очень сложно разглядеть, т.к. они включены в повороты и смену веса (сперва я собирался добавить «тик-так» на эти моменты, но это слишком большой труд, поэтому, немного попрактиковавшись, вы сможете и сами их увидеть). X не использует эти ускорения для продвижения вперёд, а, скорее, применяет их для поворотов или движения на месте. Частично это объясняется его стилем, частично – это вызвано музыкой, а, возможно, просто потому, что нет свободного места для продвижения.

X танцует танго всю свою жизнь, но это единственный раз, когда его засняли на видео. Никто до этого ничего о нем не знал, а сейчас, по крайней мере, он останется на видео. Мы засняли сотни milongueros, но именно такие видео я жду больше всего. Они стоят многого. На мой взгляд, вы можете посмотреть хоть все шоу мира, но одно такое танго стоит больше, чем все шоу вместе взятые.

Глава 6 | стр 20
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину