Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Ещё раз о технике шага

Отличные новости: Министерство Дурацкой Походки в Лондоне только что одобрило выдачу гранта по нашей заявке! Деньги уже в пути, и мы можем продолжить наше исследование техники шага, и поэтому – вперёд!

Начнем c краткого обзора: задача танцора социального танго – двигаться с музыкой, что обычно означает выражение compás (cadence) ногами, а всего остального – верхней частью корпуса. Мы уже рассматривали на 20-ой странице примеры того, как хорошие танцоры выражают ногами compás, а на предыдущей странице узнали, как обыграть весь оркестр верхней частью корпуса, лишь перемещаясь в горизонтали и поворачиваясь. А теперь, наконец, давайте взглянем на последний способ выражения музыки – вертикальное движение вверх или вниз.

Мы уже знаем, что приход на прямую ногу создает естественный эффект подъема и падения. И если вы понажимаете стрелочку на видео ниже, то увидите этот эффект:

 

Это путь, который проходит наша грудная клетка на каждом шаге. Корпус проходит точку, отмеченную стрелкой, в момент, когда мы собираем ноги.


График серии шагов. Минимум – это шаг на сильную долю вниз, максимум – это вырастание и сбор оси на слабую долю.


Это линия показывает движение корпуса в начале шага, после паузы: пара стоит в оси, потом партнер подается немного вперёд, чтобы сделать первый шаг. Это приводит к тому, что грудь и объятие перемещаются вперёд и вниз.
 

Довольно сложно в реальной жизни этот момент увидеть, но я попытался выделить пример того, как Milonguero X выходит из паузы, делая первый шаг. Вот оно, первое движение, в замедленном показе:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Подача вперёд корпуса с намерением сделать шаг на прямую ногу.

 

А вот – в обычном воспроизведении и с музыкой:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube
Обратите внимание, как движение вперёд X гармонирует с музыкой Troilo.

 

Вы можете разглядеть, как он подается вперёд в шаг. Его верхняя часть тела идет первой, перемещая партнершу, а потом уже ноги догоняют корпус. Версия Troilo La Maleva в данном случае не настолько staccato или picado (с использованием резких, отрывистых звуков), как версия Biaggi, но в то же время это и не мягкое инструментальное танго. Нечто среднее, своего рода с перетекающей энергией, и идеально гармонирует с плавной подачей корпуса вперёд X при шаге. Но существуют ещё и другие способы делать шаг.

 

Продвинутый уровень: техника шага II

А что произойдет, если при сборе ног слегка расслабить опорную ногу, согнуть её в коленке и сделать шаг? Сгибание ноги приведет к понижению нашего уровня, а значит, нога вытянется дальше в шаге, и в итоге шаг будет длиннее. А поскольку мы шагаем дальше, ноги расходятся шире, а значит, мы понижаемся в уровне ниже, а при сборе ног вырастаем больше, чем раньше. В результате имеем более длинный шаг с более сильным падением вниз, когда делаем шаг, и с большим вырастанием вверх, когда собираем ноги.

 

Вот путь, который проходит наша грудная клетка, когда мы не сгибаем колени:

Скачать видео файлВидео на YouTube

 

А вот как изменяется кривая, когда мы смягчаем колени. В результате имеем длинный шаг с большим погружением вниз:

Скачать видео файлВидео на YouTube

 

Ниже представлена серия фотографий, демонстрирующих окончание шага. Мы начинаем с прямой ноги, а потом смягчаем колени, и получается, что в итоге мы сильнее «насаживаемся» на опорную ногу:

 

На последних двух кадрах видно, что, хотя мы и сгибаем в колене опорную ногу, всё равно приходим мы на прямую, и начинаем шаг с прямой ноги. И этот момент очень важен, поскольку мы отмечаем сильную долю compás не только тем, что ставим ногу на пол, но и тем, что приходим в ось, вырастая. Оба момента – и падение и вырастание – важны для выражения compás. А сгибание ноги на начало шага приводит к тому, что нога ступает плашмя, размывая естественный ритм шага.

Всё это может показаться глупым и уходящим в технические дебри, но с этим стоит разобраться, потому что, если этим овладеть, то в итоге получится тот шикарный танговский шаг:

 

Скачать видео файлВидео на YouTube

 

Должен ли ты это знать?

Возможно. Если вы умеете правильно смягчать колено опорной ноги, то вы будете обладать ещё одним инструментом для музыкального выражения. Это позволит вам выделить какую-то часть музыки путем большего приседания и вырастания, а также путём увеличения длины шага. Но существует множество подводных камней. Обычно при естественной ходьбе многие люди сгибают ноги в коленях, но если в танго делать это бесконтрольно, то получится неряшливый шаг, который будет выбиваться из музыки. Танго – это лишь движение в ответ на услышанную музыку. И нет ничего хуже, чем смотреть на людей, которые лишь выискивают место, чтобы сделать следующую фигуру или связку.

На следующей странице мы опять поговорим о технике шага.

Глава 6 | стр 25
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину