Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Левая рука партнера

То, как партнер держит свою левую руку и локоть, может показаться простым моментом, но это не так. Для меня лично, по-видимому, этот момент был одним из самых сложных. Партнер должен принять решение по трем основным вопросам: как высоко держать руку, как далеко отставлять её от тела, и в каком положении будет находиться его кисть. Давайте рассмотрим различные варианты, которые используют некоторые из лучших milongueros, и выясним, что нам это дает.

Сперва посмотрим, на каком уровне находится рука. Возможные варианты – это высоко, средне или низко:

Alejandra Todaro y Ricardo Vidort Alejandra Todaro y Luis Grandona
И Ricardo Vidort и Luis Grandona держат левые руки высоко.

 

Рука Ricardo Vidort находится примерно на уровне глаз, а у Luis даже немного выше. Поскольку я много времени проводил с Ricardo в свой первый приезд в Buenos Aires, я перенял его манеру держать руку высоко. Но Ricardo – низкорослый мужчина, поэтому такое положение руки было удобно для его партнерш. Luis также невысокого роста – на фотографиях с Alej видно, что она выше их обоих, поэтому ей было комфортно. Но для партнерши такое положение руки может оказаться весьма неудобным, особенно если её партнёром будет двухметровый мужчина. Кроме того, танец с большой разницей в росте да ещё и с задранной рукой может выглядеть нелепо.

Ещё один выбор, который предстоит сделать, – это как далеко от корпуса отводить руку. El Gallego, отличающийся очень элегантным стилем, держит руку достаточно далеко от тела, при этом ладонь немного повернута кверху.

Alejandra Todaro y "El Gallego" Jorge Garcia at Celia's
El Gallego отставляет левую руку далеко в сторону (Интересно отметить: взгляните, первый ряд столов на заднем плане практически пуст, и все уже на танцполе, в то время как на задних рядах партнеры всё ещё в поиске пары)

 

На фотографии выше El Gallego держит руку на уровне от среднего до низкого, но при этом отводит её очень далеко в сторону. Я поэкспериментировал с отведением руки и с удивлением обнаружил, что могу выполнять при этом какие-то новые элементы его стиля. Другие танцоры держат руку гораздо ближе. Для меня это не вопрос моды, просто некоторым женщинам так гораздо удобнее, поэтому я использовал такое положение руки, при этом слегка поворачивая кверху ладонь. Эту позицию используют некоторые из лучших milongueros:

El MalevoGraciela y Carlos
El Malevo (слева) держит руку настолько близко к корпусу, что рука сильно сгибается в локте. Carlos (справа с Graciela) держит руку ещё ближе.


Alejandra Todaro y Pocho
PochoAlej) также держит руку близко к плечу, а ладонь немного поворачивает кверху. Многие milongueras считают такое положение руки и ладони очень удобным.


Запястье

Существуют следующие варианты: держать кисть руки прямо, немного разворачивать её к себе, или слегка открывать и направлять ладонь вверх (как Pocho на фотографии выше). Тенденция сгибать кисть вовнутрь, по-видимому, присуща многим milongueros. Некоторые из них при этом заворачивают руку так сильно, что ладонь смотрит вниз, в пол. Наиболее известным из всех, кто использовал такое положение кисти, является Carlos Gavito, который демонстрировал этот стиль по всему миру в своих выступлениях:

Разворот запястья Gavito вовнутрь и вниз.

 

Вот ещё пара примеров других milongueros, которые так же сгибали запястье.

Elba y Blass Alej y Ismael Alej y Ismael
Blas (слева) и Ismael держат руку на среднем уровне. Они так же отставляют руку в сторону от корпуса с небольшим поворотом запястья внутрь.

 

Положение руки и кисти, демонстрируемое Blas и Ismael на фотографиях выше, является классическим положением milonguero: левая рука находится на среднем уровне, немного отведена в сторону и, возможно, с небольшим разворотом кисти внутрь. А если вы немного знакомы с боксом, то можете заметить удивительную вещь: энергичный шаг вперёд вкупе с таким положением руки milonguero практически идентичен положению профессионального боксера, наносящего левый хук!

Вот Osvaldo Buglione с Alej демонстрирует классический поворот кисти milonguero.

 

Раньше я часто танцевал с таким изгибом кисти, но имейте в виду: использовать этот прием (только из-за того, что так делают некоторые milongueros) нужно очень аккуратно, чтобы не переборщить. Взгляните на положение запястья у Marcela Duran, танцующей с Gavito, на фотографии ниже. Это хорошо для выступления, и любая milonguera будет рада смириться с таким неудобством ради пары танд с великолепным milonguero. Но совсем другое дело – танцевать всю ночь с вывернутым назад запястьем.

Это положение руки также может создавать определенные трудности и для партнера. Попробуйте поэкспериментировать: встаньте перед зеркалом и отведите руку в сторону, как El Gallego на третьей фотографии. Теперь напрягите все мышцы руки. Затем поднимите руку и согните запястье так, чтобы кисть оказалась возле левого уха, а потом опять напрягите мышцы. Заметили разницу? Когда ваша рука отведена в сторону, и вы напрягаете её, мышцы левого плеча и шеи практически не затронуты. Но когда вы напрягаете мышцы в то время, как кисть находится возле уха, напрягается также и бицепс, и мышцы плеча, и даже немного мышцы шеи с левой стороны. Если вы приглядитесь, то увидите: когда мышцы сокращаются, чтобы согнуть руку, то левое плечо поднимается, а голова смещается немного влево. Переполненные милонги иногда и сами по себе могут стать причиной небольшого напряжения в руке и плече, поэтому будьте осторожны: использование такого положения руки может сбить вас с оси.

Marcela Duran y Gavito
Marcela Duran и Gavito.

 

Как и многое в танго, то, что на первый взгляд кажется простым, оказывается сложным. Вначале я просто отставлял в танце руку в сторону, но со временем я стал много заморачиваться по поводу правильного положения этой руки. Если вы держите её слишком высоко или слишком далеко от корпуса, это может стать причиной напряжения в плечах. А что ещё хуже, – неправильное положение левой руки может привести к тому, что одно плечо станет немного выше другого. Всё взаимосвязано, и хотя небольшое напряжение или асимметрия в плечах кажутся мелочью, это может серьезно повлиять на весь ваш танец в целом. Кроме того, существуют и ещё более важные вопросы относительно левой руки.

Одним из признаков плохой техники является раскачивание или перемещение левой рукой. Другим – тянуть или толкать этой рукой партнершу во время ведения. Это может быть следствием каких-то других проблем с техникой, а они, в свою очередь, влекут за собой уже другие проблемы. Если партнер качает или двигает левой рукой, причиной могут быть проблемы с техникой шага, а следствием будет ещё большая потеря баланса. И хорошая milonguera сразу это заметит.

Если партнер тянет или толкает партнершу левой рукой, то это может указывать на слабое ведение корпусом. А иногда это результат того, что он пытается воспроизвести сложные движения, подсмотренных на уроках. Как и многое в танго, это может быть следствием неряшливой техники или, наоборот, её причиной. Партнер, который уверенно владеет базовыми основами танго (такими как: всегда быть в оси, немного смещать центр вперёд при поворотах, идти четко по прямой, ускоряться на каждый шаг за счет ведения грудью, приходить твердо на прямую ногу, и оставаться в compás) никогда не будет иметь проблемы со своей левой рукой. Хорошая техника дает в результате естественное ведение корпусом, и совершенно не понадобится толкать или тянуть левой рукой партнершу.

В конце концов, вы не сможете спрятаться на милонге. Milongueras будут наблюдать за вами очень пристально. Они видят, как вы стоите, как шагаете и как насколько хорошо используете compás. Танцора, который двигает левой рукой, легко вычислят, и тут же всем будет послан сигнал, прямо как в животном мире: в этом самце есть дефект. А я хочу найти партнера с более качественным ДНК. И я точно не желаю мучиться от боли в плече оттого, что кто-то тянет или толкает рукой во время ведения.

Но у меня есть решение проблемы! Никогда не прекращайте работать над базовой техникой. И ещё, попробуйте сделать такое упражнение: представьте, что вы официант, двигаетесь по переполненной комнате, балансируя с наполненными до краев бокалами в левой руке, и вы не хотите, чтобы что-то пролилось. Старайтесь держать руку спокойно и расслаблено, позвольте вашему телу свободно перемещаться, но не пролейте напиток! Вы удивитесь, насколько это улучшит ваш танец, и я уверен, что вашей партнерше тоже понравится.

 

Fino y Maria TeresaFino y Maria Teresa
Fino и Maria Teresa

 

На двух последних фотографиях Fino держит левую руку довольно низко и на среднем расстоянии от корпуса. Его запястье лишь немного развернуто вовнутрь, а ладонь лишь слегка направлена вверх. Вот к этому положению руки я в настоящее время и стремлюсь. Она очень удобна для обоих партнеров и, как мне кажется, хорошо выглядит со стороны (конечно же, в танго всё взаимосвязано, и возможно, положение левой руки Fino выглядит так красиво потому, что положение его головы и плеч так же превосходно).

Глава 6 | стр 2
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину