Путаница

Важно понимать, что целью сценического танго прежде всего является развлечение. Их единственная обязанность – развлечь зрителей, которые совершенно не заинтересованы в понимании природы танго. Все остальное – вторично. Очевидно, что последствия могут быть весьма плачевными, поскольку в итоге получается, что успешный шоу-танцор, представляющий танго во всем мире, совершенно не заботится и, более того, не чувствует себя обязанным передавать и следовать традициям танго. Они танцуют, как хотят, под любую музыку, которая нравится, двигаются, как угодно и в любом направлении. Они даже могут совсем игнорировать музыку и традиции танго. У них нет никаких причин следовать им, а тем более понимать их. Это не какая-то критика, а просто констатация факта. Танцевать танго не входит в обязанности сценического танцора.

В некотором роде представление и обучение – это одно и то же. Большинство преподавателей выступает, как минимум, перед своими учениками, а большинство сценических танцоров преподают. Это означает, что первое погружение в танго для большинства осуществляется преподавателями сценического танго, и неизбежным результатом становится то, что неуместные танго-шоу постоянно просачиваются на милонги. Многие из этих преподавателей, особенно, кто активно путешествует, – хорошие танцоры. Несмотря на то, что многое из того, что они показывают и чему обучают, довольно симпатично, всё же это не танго. Слово, употребляемое на милонгах, обозначающее смесь танго с отрепетированными украшениями, – это «академичность». Долгое время академическое танго пропагандировалось, как просто «танго», сегодня иногда его продают, как новый «стиль» танго (точно так же, как Villa Urquiza и Tango Salon сегодня ассоциируются с определенными стилями). Но не позволяйте им дурачить себя! Как бы они не называли академическое танго, оно пригодно для сцены, практики или танцевального класса, но никак не для милонги.

Если сценический танцор волен делать все, что угодно, то milonguero не имеет такого права. И каждый, кто приходит на милонгу, обязан понимать танго, что включает в себя в том числе и понимание отличий сценического и реального танго. Социальный танцор на милонге (milonguero) имеет следующие обязанности:

Обязанности Milonguero

  1. Правильно выражать музыку, пытаясь понять посыл каждого танго, и делать это, как можно лучше, двигаясь под мелодию и в cadence.
  2. Соблюдать трафик движения, занимая свободное пространство и не мешая окружающим.
  3. Уважать танго, узнать и следовать основным традициям, которые формировались годами.

Конечно, большинство сценических танцоров не игнорируют все эти правила. Они просто составляют свое шоу из тангоподобных элементов, чтобы сделать его интересным зрителям или завлечь учеников. А в результате имеем и не совсем танго, скорее это тангизм, что может ввести в заблуждение учеников, желающих научится танцевать на милонгах. Поэтому здесь мы еще раз вернемся к видео с предыдущих страниц. Проанализируем их и попытаемся объективно оценить, какие удовлетворяют стандартам социального танго, упомянутых выше. Не знаю, к чему это приведет, но нашей целью является отделить танго от тангизмов.

Фантазия

Видео с Copes – это чистая фантазия на тему танго. Он самоутверждается, игнорируя правила социального танго, за исключением одного. Он со своей партнершей настолько потрясающе движется под музыку, будто их тела управляют партией струнных в оркестре. Движение под музыку – это первое правило (музыкальное выражение), которому они следуют, но оно далеко не последнее.

Как и Copes, milonguero должны передавать музыку движением тела. Но в танго «Золотого века» есть как трудные и жесткие, так и, наоборот, легкие и довольно мелодичные партии струнных или всего оркестра, вперемежку с пронзительной picado cadences бандонеона или фортепиано. Как уже говорили, хороший milonguero обычно улавливает эти кричащие моменты в compás и отмечает их быстрыми шагами на слабые доли, составляя из них серию быстрых шагов под названием corriditas. Вставки подобных corriditas в танец и отличает социальное танго от академического с ориентацией на заученные связки. Давайте теперь посмотрим, сможем ли мы увидеть эти отличия в музыкальном выражении в следующих видеофрагментах. Мы будем сравнивать Copes, сценического танцора, и milonguero, Osvaldo Buglione. Оба танцуют под одну и туже мелодию:

Copes плавно двигается под музыку, сглаживая подъемы и приседания. Но при этом он практически не делает сам и не ведет партнершу в шаг на слабую долю.

Buglione также танцует под музыку, но при этом еще движется в compás. Кроме того, он сам делает шаги на слабую долю, и ведет так же Alej, разделяя музыку вместе с ней.

Разгадка находится в «тик-так». Buglione обыгрывает слабые доли музыки, делая на них небольшие серии из трех последовательных быстрых шагов. Одним из вариантов увидеть, когда Buglione или Alej отмечают три последовательных доли, это проговаривать «тик-так-тик» или «сильная-слабая-сильная» или «1-2-3». Сперва он делает множество коротких серий из трех шагов, а потом, когда музыка переходит в picado, можно насчитать уже серии и из семи шагов (более подробно мы это обсуждали на странице 20). Ритмическое использование compás – это характеристика танго в исполнении milongueros. И это позволяет им выражать, как мелодичные мелодии «Золотого века», так и танго со staccato cadences. Кроме того, это дает возможность разделить музыку со своей партнершей. Вместо того, чтобы просто делать отдельно друг от друга определенные связки и украшения, как происходит в академическом танго, milongueros передают мелодию своей партнерше через движение верхней части корпуса, а cadences с помощью corridas. Именно эта непосредственная зависимость определенной музыки с определенными движениями и является частью традиций социального танго.

Я уже привык именно к такому танго. В каком-то смысле танец Copes более яркий и завлекающий, хотя, что касается меня, его стилизованное вышагивание на сильные доли выглядит немного фальшивым и неестественным. И еще контакт Copes с партнершей происходит лишь в руках, поэтому не возможно передать ощущение музыки и compás через объятие. Они, как два отдельных человека, исполняющий каждый свою хореографическую партию. Одним из способов понять видео – это представить, что главной задачей Buglione является развлекать Alej. Если вы прислушаетесь к акцентам «тик» на видео, то поймете, что они довольно четко различимы. Именно через ноги партнерши, играя с compás, Buglione показывает Alej, как именно он слышит музыку. Так что это весьма интересный процесс сравнения. Вот мы наблюдаем две профессиональные пары, представляющие совершенно разные стили танго, но танцуют они под один и тот же отрывок музыки совершенно по-разному. Сценические танцоры передают музыку для своих зрителей, а milongueros лишь для себя, оставляя мелодию и compás внутри пары.

Другой важной задачей milonguero является корректное выражение настроения музыки, ну или по крайней мере не передать того, чего в ней точно нет. И хотя в Recuerdo нет слов, но название означает «память». Поэтому мы легко можем предположить, что, как и многие другие танго, эта мелодия о ностальгии и ушедших вещах. Я не уверен, что точно знаю, как бы я станцевал под нее, но знаю, что могло бы произвести эффект. Проблема в том, что Copes со своей партнершей танцуют, не отрывая взгляда друг от друга, будто только и мечтают, как улизнуть к себе в номер и остаться наедине. Они превратили классическое танго о ностальгии в какую-то сексуальную прелюдию.

Copes и Saura добавили перчинку в фильм, превратив классическое танго о ностальгии в мини-драму с сексуальным подтекстом.

Copes и Saura профессионалы своего дела, и прекрасно знают, что мировой аудитории совершенно наплевать на название или посыл звукового сопровождения в фильме. Они также знают, что для понимания причудливых переплетений визгливого звука бандонеона и мягкой мелодичности струнных, что так характерно для танго «Золотого века», требуются изысканный вкус, а высокобюджетные фильмы совершенно на такое не рассчитаны. Поэтому они идут по более простому пути: обыгрывают мелодичность струнных и добавляют романтики. Что же касается второго правила, навигации, то о ней здесь нету и речи: они танцуют на площадке в поле зрения камеры. Тоже самое и по поводу третьего правила, традиции танго (контакт, ведение и следование, женская и мужская техника шага, использование corriditas), я ничего подобного не наблюдаю. Таким образом, я поставил бы им следующие оценки по соблюдению трех основных правил: 0.5 за правильное движение в музыку, 0 за творчество в обыгрывании compás, 0 за навигацию и 0 за соблюдение традиций. Итого счет 0.5 из 3.

Располагайся и развлекайся

На фотографиях ниже видно, как сценические танцоры расставляют ноги. На милонге это бы считалось довольно агрессивным и не вежливым нарушением códigos, и другие пары обычно в таком случае отступают, освобождая свое место.

На серии этих фотографий вы можете заметить, что сценические танцоры обычно широко расставляют свои ноги, делая различные позировки или махи ногами.

Эти размахивания ногами очень раздражают, но реальная проблема академического танго все-таки скрывается в отрепетированной природе танца. Преподаватели и сценические танцоры обычно добавляют к классическим парным элементам паузы, разрывы объятий и независимые движения. Он учат этому потому, что этому легко и интересно обучать, дает больше свободы движения, а в исполнении профессионалов на это еще и приятно смотреть. Но думаю, что они делают это, чтобы удовлетворить людскую фантазию в славе (просто так аргентинцы бы не назвали это «фантазии на тему танго»).

Настоящее танго – это движение, в котором пара выражает музыку, маневрируя среди других. Музыка и окружающие пары обуславливают постоянно меняющуюся ситуацию, в которой возможно сориентироваться только благодаря близкому контакту. Milongueros делают паузу, когда музыка или окружающая обстановка призывает к этому, но пара, которая остановилась, чтобы выполнить какую-то заранее запланированную связку, может стать причиной серьёзных проблем. Помимо того, что они просто мешают соседним парам, это еще начинает волной распространятся по всей милонге, то есть если одна пара замерла, то все за ней по цепочке начинают замирать. Именно поэтому плавное и в плотном объятии движение является фундаментальной традицией. И именно поэтому танго в тесном помещении стоит особняком от постановочного академического танго и вообще от любого другого существующего в мире вида танца.

В отличии от хореографического представления Copes, танец Paiva представляет собой некую смесь. В некоторых местах он импровизирует и ведет свою партнершу, но эффектное исполнение giro со множеством украшений явно заранее подготовлено, и вы даже можете увидеть, как во время исполнения партнерша местами тянет его. Paiva достаточно умен и воспитан, чтобы делать подобное на милонгах, но так называемое танго «располагайся и развлекайся» для многих хлеб насущный. Вы можете это же пронаблюдать и на следующей серии фотографий (кадры из видео с предыдущей страницы), где Esther с Pablo Pugliese раскрывают объятие, чтобы исполнить заранее отрепетированную часть «движение робота».

В одной минуте танго примерно 72 доли. И за те 12 секунд, что Paiva потратил на выполнение giro, большинство танцоров на милонге сделали бы около 15 шагов, а продвинулись бы примерно на 10 шагов, выражая музыку при этом. Конечно они делают это, если впереди нет никаких препятствий.

Еще 13 секунд хореографии, блокирующей движение на милонге. И не важно, насколько известен преподаватель, который обучал вас этому, если вы ходите быть желанными гостями на милонге, не делайте ничего подобного.

Для тех, кто желает еще раз убедиться, снова выкладываю видео с Paiva:

Выступления Copes и Paiva по некоторым параметрам весьма схожи. В них используется одинаковое инструментальное танго, оба исполнителя потрясающе двигаются под музыку и в compás, хотя и не особо творчески это делают. Paiva смещает свою партнершу правее от себя и держит ее под углом, кроме того, он не переносит моментально вес на переднюю часть стопы, оставляет его сзади, что создает определенные трудности в выполнении серии из быстрых шагов, поэтому, как и Copes, он выбирает более спокойную мелодию и выражает compás, делая спокойные шаги на сильные доли. В итоге я ставлю за музыкально выражение 0.5, но не за compás, и 0.5 за навигацию, поскольку он не так уж сильно импровизирует в ведении. При оценке пункта «соблюдение традиций» я снимаю баллы за подготовленные заранее связки, за не правильный перенос веса и за то, что он не делает corridas для выражения compás. Но в целом за уникальный стиль (иногда такой стиль свойственен milongueros), который можно использовать на милонге и при этом никого не побеспокоить, я в итоге даю за соблюдение традиций 0.5 баллов. Итого: 1.5 из 3.

Семейное танго

Танец под Pugliese более сложный. Esther и Pablo из разных поколений, и это видать в их танце – мы часто видим, как они разрывают объятия. Стиль танца Esther был типичным на милонгах 50 лет назад, и до сих пор еще его можно увидеть в местных клубах. Как и любое другое танго – это ответ на окружающую действительность. Окрестности Buenos Aires кишат местами, которые представляют собой смесь спортивного и социального клубов. Обычно там есть ресторан, где можно провести время, позаниматься спортом или потанцевать. Есть такая традиция под названием Salida del Sabado, что означает выйти в свет субботним вечером, чтобы покушать и потанцевать. Любой в Buenos Aires с нетерпением ждет этого момента. Мужчины делают себе стрижку, женщины надевают свои лучшие наряды, и вместе выходят в свет, чтобы покушать и потанцевать танго. Большинство из них очень хорошо танцуют и выросли в атмосфере музыки, но они не milongueros. Они всего лишь танцоры выходного дня, которые могут брать с собой своих детей и родственников, танцевать у них на глазах, и соответственно поддерживать определенную атмосферу. Это так называемые «семейные танцы». Так Pablo с Esther сохраняют определенную дистанцию в объятии. А Esther соблюдает слишком вертикальную постуру, шагает в пол. И вместо того, чтобы выражать музыку путем закручивания corridas, что является наиболее типичным в близком объятии, им приходится это делать за счет ног и шага. В результате получается эдакий приличный танец, который и ожидают увидеть на частной вечеринке, где супружеская пара танцует на глазах у родственников. Такое танго до сих пор популярно, а Esther демонстрирует наиболее утонченную версию. За музыкальное выражение я ставлю ей 1.0 (взгляните, как четко она ставит ноги в compás). Навигация не актуальна для партнерши. А за соблюдение традиций ставлю 0.5 (снял полбала из-за остановок и разрыва объятий, чтобы выполнить хореографические элементы). Итого 1.5 из 2.

Интересная комбинация танго «Salida del Sabado» в исполнении Esther с танго nuevo ее сына.

Если взглянуть с другой стороны, то танец Pablo выглядит настолько же необычным, как кататься на скейтборде. Будто он обучен какому-то другому виду исполнения сценического танго, а его шаг так же невесом, как у балетного танцора. Поскольку большинство танцевальных танго «Золотого века» представляют собой смесь плавных мелодий с агрессивными акцентами бандонеона Troilo и «разбитыми в кровь пальцами» фортепиано Biaggi, milongueros в танце для выражение таких мелодий комбинируют мягкие движение с шагом на прямых ногах. Pablo, однако, все это выражает только с помощью колен. Это выглядит клёво, но танго – это не клево. «Tango no es academia. El tango es bajo y sucio.» – как сказал Natu. Танго – из низов и довольно грязное. А по словам Troilo, которому поклонялся Natu, чтобы создать танго, нужно его «embarrarlo», то есть запачкать, измарать в грязи. Должен признать, что танец, будто вы катаетесь на скейтборде, выглядит красивым… pero es muy chato. Но движения пресны. Все делается на одной скорости и уровне. Практически никаких подъемов, спусков или ускорений.

Кроме того, Pablo делает огромные шаги, а длина шага в танго напрямую зависит от скорости. Поскольку в танго всегда надо оставаться в compás, то вы должны двигаться быстрее за счет более длинного шага, а не за счет увеличение числа шагов. А сценические танцоры или участники конкурсов всегда делают большие шаги, именно чтобы привлечь внимание. Но ускорения и обгоны соседних пар на милонге – это скорее эгоизм. Если оценить по шкале эгоизма, то танец «располагайся и развлекайся» получает 10, обгон соседей, танцуя на больших шагах и двигаясь под лозунгом «Каждый шаг – шоу» получает 8, и «Кордебалет» получает заслуженную 7.

Конечно, Pablo ходит в compass, хотя, в действительности, никак не использует его. И хотя ни Copes, ни Paiva не делают классический шаг milonguero, всё же они широко используют «подъёмы» и «падения» в своих танцах. Обратите внимание, что сперва Paiva вытягивает ногу в шаг, а потом, всё равно, вырастает над опорной ногой, следуя энергии оркестра. Pablo же перетекает, как вода. Он будто сглаживает все естественные колебания в движении, что создает впечатления полного разрыва с мелодией и compás. Это красиво, но не сочетаемо с музыкой, равнодушно. Это хороший танец, но не хорошее танго. Нет уличности. Поэтому за музыкальное выражение 0, навигация 0.5 (баллы за хоть какое-то ведение, но при этом шаг всегда на одной скорости), уважение традиций танго 0 (махи ногами, хореография и большие шаги). Итого 0.5 из 3.

Pollo Loco

После того, как я разместил танцы Puglieses и Tete под Pollo Ricardo, я получил письмо от Derrick del Pilar из Berkeley California. Определенно, у него опытное танго ухо, он обратил внимание, что есть еще одно видео в главе 5 с Di Sarli Pollo Ricardo. Поэтому он предложил сравнить рассмотренные выше два танца еще и с этим. Таким образом имеем: мы видели Puglieses, далее Pollo Ricardo в исполнении Tete и, наконец, видео из главы 5:

Старомодный Tete

¡Eso! Вот, наконец, мы получили хоть что-то. Это классический Tete. Мы уже миллион раз его обсуждали, но давайте быстренько оценим его по нашему списку «Обязанностей». Что касается музыкального выражения, он определенно знает, как выразить compás ногами, поэтому за это он получает 0.5. Следующие полбала за музыкальное выражения отражают, как двигаются под музыку и насколько чувственно. Давайте посмотрим на два момента. Обратите внимание на самое начало. Я не уверен, что могу описать это верно, но тем не менее, в самом начале, слышите: 1,2,3,4,5… swoop-Tink! И посмотрите, что Tete делает с этим. Первые пять счетов он ведет Sylvia вовнутрь в ocho в ритме staccato, а затем на этот swoop изгибает дугой обе коленки вправо и точно на «Tink!» фортепиано выпрямляется и делает шаг. Потом он также, как и Puglieses, начинает обыгрывать отрывистый кусок мелодии, шагая по разные стороны от Sylvia, собирая ее ноги на каждый хлопок.

Я никогда не встречал в танго кого-либо, кто также мог чувствовать и выражать все нюансы музыки, как Tete. Он всегда расхаживал на милонгах, шутил и разговаривал сам с собой, вел себя так, будто он с другой планеты. А потом вдруг хватал партнершу, выходил на танцпол, немного помешкав, а потом вдруг улавливал такие нюансы музыки, которые никто даже услышать не может…и делал это так оригинально, что вам нужно было время, чтобы осознать, что произошло. За музыкальное выражение 1.25 из возможных 1.0. За навигацию 1.0. А теперь оценим соблюдение традиций. Tete является одним их самых великих в мире milongueros, но не традиционный milonguero. Он правильно двигается по танцполу, но он все-таки бежит. Иногда он отрывает ноги от пола, а иногда даже пытается сделать слишком много, что даже сбивается с compás. Кроме того, он слишком много передвигается. Я его очень люблю, но Alej говорит, что он плохо на меня влияет, и она всегда старается отучить меня от тех вещей, которые я подцепил у Tete. Поэтому оценка за традиции – 0.5. Итого 2.75 из 3.0.

А теперь видео с Pollo Ricardo из главы 5, которое обнаружил Derrick:

И наконец…высший бал! Ricardo с Alej в Celia в лучах послеобеденного солнца на занавесках (2001г.)

Да, быть судьей дает свои преимущества. Я имею ввиду, что не имеет смысла быть судьей, если ты не можешь выручить свою жену или дядю. Я всё ещё никому не поставил высший бал, так что давайте сделаем это сейчас. Самыми лучшими я признаю Ricardo с Alej и ставлю им 3.0! Может я и преувеличиваю, но чем больше я думаю об этом, тем больше мне кажется, что каждый, кто был в тот вечер на милонге в Celia в 2001 году заслуживает максимальную оценку 3.0. Все великолепны…и даже тот толстый парень, что загораживает камеру!

Одна из последних великих милонг: вечер в Lo de Celia's, 2001.