Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Основы навигации в танго
(Часть I)

Навигация – это один из критических навыков в танго. Чтобы делать всё правильно, следует о многом позаботиться. Вы должны уметь моментально менять направление движения, при этом, не теряя свою партнершу, технику и не выбиваясь из музыки. Это как летать на самолете – чем больше часов налетает, тем лучше вы сможете это делать. Со временем вы научитесь таким тонкостям, которым очень сложно обучить, и, как опытный пилот, вы сможете реагировать на любые мелочи, которые менее опытные танцоры могут даже не заметить.

Однако, я тут понял, что многие, кто читает эту книгу, не имеют возможности проводить тысячи часов на переполненных милонгах, но это совершенно не означает, что всё безнадёжно. Давайте взглянем на то, что может сделать каждый, чтобы научиться правильно перемещаться по танцполу. Начнем с самого простого:

Прежде всего вы должны захотеть научиться

Первый шаг на пути к правильной навигации – это взять на себя обязательство не беспокоить окружающих. Я понимаю, что это довольно сложно, особенно, когда вас окружают толпы эгоистичных танцоров. Я начал танцевать аккуратно только лишь, когда приехал в Buenos Aires. Milongueros были так добры и дружелюбны, что я не мог представить, как можно их обидеть или побеспокоить, поэтому я сознательно старался быть вежливым и контролировать свои движения.

Возможно, наложение каких-либо ограничений на танец – звучит не очень обнадеживающе, но в действительности все наоборот. Сперва я этого не понимал, но более вежливый и аккуратный танец приносит гораздо больше удовольствия. Я начал выражать музыку лучше и богаче. Давайте вернемся к нашей аналогии с полётом на самолёте: любой может взлететь и выполнить трюки в ясный день. Вы можете взять новичка и через полчаса научить его исполнять мертвые петли, полубочки и другие выкрутасы. Но научить летать четко и контролировано, чтобы уметь совершить стыковку или посадку на авианосец, это уже совершенно другое дело. Это как хорошее танго. В действительности вы делаете гораздо меньше вещей (вы не крутите мертвые петли), но танец с ограничениями приносит в сто крат больше удовлетворение, чем просто взлететь в чистое небо. Подумайте об этом в таком контексте: мы не хотим быть тем, кто просто научился делать несколько трюков, но в реальности не умеет даже контролировать самолет. Мы желаем преодолеть любые сложности и стать профессиональным лётчиком, который осознает все возможности и ограничения и может их контролировать. Поэтому давайте начнем с трех основных принципов.

 

 

Три правила Pista

1. Правильно использовать три вида пространства танцпола

2. Знать, что ronda обладает преимущественным правом движения

3. Двигаться против часовой стрелки и соблюдать дистанцию между парами

Мое пространство
(или забавы с Photoshop)

На милонге есть три вида пространства: свободное, общее и личное. Личное пространство – это место, где вы можете спокойно танцевать, не боясь кого-либо задеть. Когда на милонге очень много народа, то размер личного пространства вашей пары может сужаться до этого размера:

 

Эта картинка показывает размер «личного» пространства вашей пары на заполненной милонге. В его пределах вы можете делать небольшие или средние шаги в любом направлении, а так же giros.

 

На картинке выше примерно виден размер минимального пространства, необходимого для танца. Оно может немного увеличиваться, всё зависит от количества пар на танцполе, но если оно ещё больше сужается, то время посидеть. Обычно есть достаточно места, чтобы делать средние шаги в любом направлении (примерно полметра в длину). Вы можете спокойно делать шаг или giros, не боясь задеть кого-либо или наступить на ногу. А если вас кто-нибудь задел в вашем же пространстве – это их ошибка, за которую они должны принести извинения (извинения – это, как правило, взгляд или кивок головой в качестве признания своей вины, которые вы принимаете, улыбнувшись или кивнув в ответ).

Обратите внимание, что есть еще небольшое дополнительное пространство за спиной партнера. Это не обязательно означает, что вы должны делать более большие шаги назад. Это скорее указывает не просто на ваше танцевальное пространство, а наоборот на то пространство, которое вы должны соблюдать и давать парам вокруг вас. Очень важно оставлять чуть больше места именно позади партнера.

Многие танцоры академического танго предпочитают «открытые объятия». Они танцуют, оставляя место внутри пары, либо, если танцуют близко друг к другу, то открывают объятия, как только нужно сделать задуманную связку. Разрыв или расширение объятий – это очень спорный вопрос, поэтому я не собираюсь здесь что-то авторитетно заявлять, но строго говоря, с объективной точки зрения, это довольно эгоистично – танцевать на милонге в такой манере. Для этого необходимо больше места, кроме того страдает мобильность в быстрой смене направления, что является важнейшей частью в хорошей навигации, плюс еще появляются дополнительные паузы для выполнения связок или позировок. Мы уже обсуждали линейные движения, а теперь давайте взглянем на диаграмму. На картинке слева пара делает giro в близком объятии, разделяя общую ось. На правой – делает giro, которому чаще всего и обучают на уроках, когда происходит небольшое открытие объятий, и партнерша крутится вокруг партнера. Разница в пространстве, занимаемом в том и другом случае:

 

На картинке слева пара делает giro, разделяя общую ось и соблюдая контакт в груди. На картинке справа пара делает классическое giro, которому учат на уроках, когда происходит небольшой разрыв контакта в груди и партнерша крутится вокруг партнера. Разница в используемом пространстве очевидна.

 

Пара с правой картинки использует практически в четыре раза больше места, чем пара с левой, и это еще без учета дополнительного пространства, необходимого для выполнения различных махов ногами, которые обычно сопровождают такое танго! На хороших милонгах в Buenos Aires танцпол обычно переполнен, и крайне невежливо и эгоистично занимать столько пространства, обкрадывая остальных танцоров.

Ronda

«Ronda – это лучшее место для танго, особенно,
если люди знаю, что они делают».

 – milongueros

 

Ronda – это линия по периметру танцпола, по которой движутся пары в направлении против часовой стрелки. Обычно она находится вдоль столов, и самое главное тут помнить, что танцоры, двигающиеся по ronda, имеют преимущество.

Движение по ronda – это своего рода компромисс. Вы жертвуете неким пространством и свободой передвижения в обмен на обладание защищенным местом для вашего танца. Трудности, с которыми вы можете столкнуться при движении по ronda, включают в себя: контролирование партнера, пересекающего танцпол, чтобы пригласить даму с другой стороны, людей, двигающихся между столиками, или официантов, разносящих напитки по всему залу. Все они имеют право находится на танцполе, и вы должны быть начеку и разделять пространство с ними.

Почему мы должны танцевать в ronda, когда гораздо больше свободного пространства в центре зала? Я часто думал об этом. Танцевать правильно в ronda сложнее и требуется больше навыков. Одним из ответов на этот вопрос может быть таким: хорошим танцорам просто нравится преодолевать трудности. Кроме того, я полагаю, что лучшие танцоры, не задумываясь жертвуют частью своего пространства, чтобы в замен насладиться безопасным танцем рядом с другими хорошими танцорами.

Вот картинка, что представляет собой ronda, с движущимися по ней парами вдоль ряда голубых столиков:

 

Ronda с парой под номером один «копушей» и парой под номером два «торопыгой».

 

Пары двигаются слева направо. Есть определенные проблемы. Обратите внимание на разрыв между парами под номерами 1 и 2. Причиной этого может быть либо то, что кто-то отстал (пара 1), либо кто-то поторопился (пара 2). Правила движения по ronda не такие уж сложные. Наоборот, они элементарны. Всё, что вы должны делать, так это следить за расстоянием, как до впереди танцующей пары, так и за расстояние до пары, что движется позади вас, и соблюдать эту дистанцию!

Все пары, находящиеся на ronda, должны плавно передвигаться вперёд, как медузы дрейфующие по течению. Но помимо этого, каждая пара вольна делать шаги вперед или назад в пределах своего пространства. Можно на некоторое время приближаться к впереди идущей паре или наоборот смещаться назад, но тут же стоит возвращаться в середину. Это пространство, которое есть у вас впереди до следующей пары и позади до догоняющей вас пары, называется общим пространством. Вы можете использовать его, но только если совершенно уверены, что никто другой не собирался переместится в него! Она ваше лишь на некоторое время, на пару долей (а может бить даже на одну долю, если кто-то оказывается прямо перед вами). Более того вы не просто можете его использовать, а это следует делать, но потом вы должны возвращаться в центр, соблюдая равное расстояние до впереди и позади идущих.

Заторы

Основная проблема в том, что в ronda всегда есть «копуши» или «торопыги». Подумайте, зачем так глупо так себя вести? Зачем вам толкать впереди идущую пару? Куда вы собираетесь идти? А почему бы не воспользоваться пространством доступным вам и не вернуться в центр между парами? В любом случае вы портите не только танец другим, но и себе. Вы не используете свое доступное пространство, а сами загоняете себя в тупик, лишая себя свободы передвижения, подвергаясь риску столкновения. Но все равно такие ситуации, как представлены ниже на картинке, довольно типичны:

 

Затор: ronda с «торопыгами» (1) и «копушами» (2).

 

Такие «торопыги» и «копуши» все портят. «Торопыга» (пара 1) зажимает пары, которые упираются в «копушу» (2). И хотя зажатые между ними три пары и соблюдают дистанцию между друг другом, они в действительности мало, что могут поделать. Правда они могут продолжать двигаться в ronda и не выходить в центр танцпола (как я сделал однажды). Такие случаи, когда вас зажимают при движении в ronda, довольно типичны, и milongueros не любят такое поведение.

Мне кажется, что это вопрос не только навигации. Я не могу так просто игнорировать тех, кто движется за мной. Это выбивает меня из колеи. Вместо того, чтобы забыться в музыке Vargas, как бы так намекнуть подпирающей меня сзади паре: сделать большой шаг и наступить этой тупице на ногу? А парень, который тормозит и замирает перед тобой, напоминает лающую собаку, которая вытаскивает тебя из приятной дремоты. Вы начинаете задаваться вопросом, и о чем только этот дурак думает? Почему он застрял тут и делает эти ochos, вместо того, чтобы спокойно продвинуться в свободное пространство перед ним?

Если каждый будет соблюдать дистанцию между парами, как позади, так и впереди, то движение в ronda будет непрерывным. На картинке ниже продемонстрировано, как должно быть в идеале. Я мог бы добавить еще несколько пар для создания эффекта переполненного танцпола, но и в таком случае будет достаточно места для комфортного танго:

 

Вот как предположительно это должно выглядеть. Обратите внимание, что 9 пар вполне комфортно танцуют, вместе предыдущих 8, как на первой картинке. Расстояние между ними не идеально, поскольку некоторые пары смещаются чуть вперед или назад, но все равно все они потом центрируются через пару долей.
****

На следующей странице рассмотрим уже все пространство танцпола и возможные варианты доступного пространства на милонге.

Глава 6 | стр 34
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину