Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Поиск нулевой точки

Координация движений, синхронизация их во времени и соблюдение баланса – это основа практически любой физической активности. Отбить теннисный мячик или быстро проехать на лыжах между флажками – это совершенно разные вещи, но и то, и другое зависит от этих составляющих. Поэтому давайте подробнее рассмотрим, какой конкретно тип баланса необходим в танго. Но сперва я должен рассказать одну историю, связанную со спортом (извините, но это действительно касается нашей темы).

В своё время я немного увлекался триал-спортом. Это своего рода каскадерство на велосипеде со множеством прыжков и балансировок. Лучшие спортсмены могли делать невообразимые вещи: например, промчаться над горой автомобилей, перелететь стену или прыгать по огромным бревнам и камням. Но для меня это была просто игра, я лишь пытался улучшить свои навыки езды на горном велосипеде. Я приходил в парк и практиковался стоять на заднем колесе, прыгать на нем или перепрыгивать столики для пикника. Наконец, я бросил это занятие после травмы плеча и пары сломанных рам (Это были дорогие титановые рамы Litespeed. Производитель поменял их по гарантии, хотя, как я прочитал, мелким шрифтом было написано, что гарантия не распространяется на «каскадерство». Я думаю, у них закралось некое подозрение, когда я сломал вторую раму).

 

Легенда триала Hans Rey в пустыне и в Москве на танке.

 

Вот чему я хорошо научился тогда в парке – это как оставаться в балансе без всякого движения. Это очень полезно на сложных трассах. Вы можете остановиться, оглянуться, перепрыгнуть в сторону или даже развернуться вокруг оси и пойти назад. И всё это вы можете делать очень «чисто», не поворачивая педали. Это также полезно на трековых гонках. Позже я проходил velodromo в Parque Belgrano. Я был не в форме, поэтому ничего хорошего не показал, но я хорошо держался. Я мог балансировать на велосипеде, не двигаясь вперёд.

Во время тренировок я заезжал на траву, тормозил до полной остановки и смотрел, сколько могу удержаться, не крутя педали. Сперва получалось совсем недолго, но со временем стало лучше. А пока я стоял там, ничего не делая, я стал задумываться о балансе. (Просто стоять неподвижно очень скучно, и есть время о чем-то задуматься. Обычно я тренировался вместе с мальчиком, который так упорно практиковался, что попал в книгу рекордов Гиннеса. Потом он стал проводить шоу на открытии магазинов и тому подобное. Он называл это шоу «Самое скучное шоу в мире». Конечно, он умел делать и другие вещи. Однажды мы спускались с ним вниз с горы, и он крикнул: «Байк лимбо!». И стал пролезать между рамами велосипеда. А ехали мы тогда со скоростью 40 м/ч. В итоге он стал работать в цирке. Это правда, история из жизни).

Я обнаружил, что бывали дни, когда я не мог оставаться в балансе, а в другие, казалось, могу балансировать хоть вечность. Я подумал, что это очень интересно. Никогда не слышал об этом раньше, но оказалось, что баланс может приходить или уходить так же, как сила, быстрота реакции и скорость могут меняться в разные дни. В любом случае, вот что я делал. Я смотрел на точку где-то немного впереди себя, вывернув при этом колесо влево, а потом пытался прочувствовать любое незаметное движение в своем теле. Я старался быть настолько неподвижным, насколько возможно, и представлял, что стою на точке прямо под моим центром, как будто лазерной указкой свечу в это место и стараюсь сохранить пятнышко неподвижным. Требовалась собранность и полная концентрация. Иногда казалось, что падаю, лишь пошевелив глазами. Я пытался точно определить, где центр моего баланса: замедлял дыхание, расслаблялся и пытался оставаться совершенно неподвижным. Целью было найти и удержать точку отсчета, нулевых усилий, нулевого дисбаланса. Когда всё сходилось, появлялось ощущение, что само время стремится к нулю, – именно это я почувствовал, когда нашел нулевую точку (те из вас, кто уже читал все эти истории, может вспомнить, что однажды ради практики я взобрался на монумент нулевого километра в Congreso. Пару недель назад мы с Alej встретили на милонге пару из Канады, и первое, о чем они спросили, было: «Где, черт побери, этот памятник нулеового километра? Мы обошли в поисках весь Congreso.»)

Главное, что я понял об умении находить баланс: вначале вам это не удается, потом – удается, но только если вы потратите много времени на упражнения. Неважно, какое чувство баланса у вас от природы, вы можете сделать его лучше за счет практики. А поскольку способность находить и сохранять вашу ось является решающей в танго, то работа над балансом, пожалуй, является наиболее важной для совершенствования вашего танца. Поэтому продолжим. Давайте потренируем нашу точку отсчета в танго:

 

5 точек баланса для тренировки: передняя левая, передняя правая, левая пятка, правая пятка и точка отсчета.

 

Примите правильную, расслабленную, вытянутую постуру и подумайте о вашей нулевой точке: точке баланса, которая располагается на полу прямо в середине между сводами стоп, – в том месте, где требуется наименьшее усилие, чтобы стоять. Теперь рассмотрим остальные 4 точки: точки на передней части левой и правой стопы, и по одной на каждой пятке (рисунок выше). Переместите ваш вес на одну из этих точек и зафиксируйтесь в этом положении. Будет это передняя правая точка или точка на левой пятке – неважно, в каком порядке. Просто выберите одну из них и постарайтесь привыкнуть к ощущениям, которые возникают, когда вы стоите прямо на ней без малейшего движения. Здесь будет не так легко, как с нулевой точкой, поскольку понадобится напряжение определенных мышц, но тренируйтесь оставаться совершенно неподвижным, расслабленным и в балансе. Не позволяйте себе сгибаться вообще. Вы должны ощущать себя высоким прямым деревом, которое под действием ветра наклоняется ровно настолько, чтобы сместиться слегка от центра на новую точку опоры. Теперь переместитесь на новую точку и замрите. Оставайтесь на каждой точке примерно по 5 секунд – так, чтобы ощутить себя в устойчивом положении. Будто кукловод двигает вами, как марионеткой, за привязанную к макушке веревочку, – а ноги при этом остаются на месте. Распределение веса перемещается в соответствии с точками на картинке выше. Перемещайтесь в любом направлении, делайте паузу, чтобы ощутить устойчивость в каждой точке, а потом возвращайтесь к нулевой точке:

 

Следуйте схеме, перемещаясь и делая паузу на каждой из точек.

 

А теперь давайте добавим диагональных перемещений по точкам через центр (см. ниже) так, чтобы можно было переходить из одного угла в противоположный. Перемещайтесь по схеме в любом порядке, с одной точки на другую, и в каждой ненадолго задерживайтесь. Двигайтесь по кругу в одну сторону и в другую, и зигзагом через центр, но каждый раз обращайте внимание, когда проходите нулевую точку.

 

Двигайтесь хаотично по 5 различным точкам баланса, но внимательно отслеживайте, когда проходите нулевую точку.

 

Вот и все. Добавим еще четыре точки в середины отрезков, соединяющих крайние точки баланса (как на рисунке ниже). Таким образом, имеем 9 точек для практики. Перемещайтесь по ним вразброс, прочувствуйте каждую. Обратите внимание, как в каждой точке напряжение возникает в различных мышцах. Боковые и средние точки даются намного легче, чем крайние положения, а нулевая точка – самая легкая. Обратите внимание на технику движения: перемещайтесь плавно, останавливайтесь на пару секунд на каждой из точек, пока не ощутите полную устойчивость, и только потом двигайтесь на следующую. Не теряйте постуру. Стойте вытянувшись и расслабившись, а грудную клетку оставляйте открытой и направленной вперед.

 

9 точек баланса. Внимательно изучите каждую, пока не почувствуете себя уверенно, устойчиво и расслабленно на любой из этих точек.

 

Это упражнение вы можете делать в любое время и в любом месте. Если будете делать его регулярно и внимательно следить за ощущениями вашего тела, то сможете улучшить ваше умение держать баланс и сразу почувствуете это на танцполе. Вы начнете четко понимать, где находится ваш центр и центр вашего партнера. Это упражнение кажется простым, но оно развивает малозаметные, при этом очень важные навыки для техники шага, а шаг – самая сложная вещь в танго. Мы обсудим это позже, а пока сконцентрируемся на нашем упражнении. Тренируйтесь перед зеркалом и контролируйте себя. Ваше тело должно быть расслабленным, а движения четкими и плавными. Может, это выглядит немного глупо, но ведь и элегантно тоже! Прочувствуйте, что делает ваше тело.

Иногда, когда вы фиксируетесь на одной из точек, немного поиграйте с ней. Проверьте, можете ли вы перемещать свой воображаемый центр баланса («лазерную указку») по небольшому кругу вокруг точки или, например, написать свое имя. Или вы можете включить музыку и перемещаться по точкам на каждую долю. Возможно, именно в каждую долю вы не попадете, но старайтесь все-таки успеть встать на одну из точек. Делайте небольшие круговые движения на точке баланса в такт музыке. Привыкайте к ощущениям в теле, которые появляются при движении в ритм и под музыку. Верхняя часть тела немного покачивается, а вес оказывается четко над точкой в такт. Вы делаете секундную паузу, оставаясь неподвижным, а потом двигаетесь дальше. Время, проведенное за работой над этим упражнением, гораздо ценнее, чем любой заграничный семинар.

Глава 6 | стр 7
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину