Глава 3 | Поиск современного стиля
Система Orphus
Tango: Osvaldo Buglione and Alejandra Todaro at El Beso Продвинутый уровень
Шаг и касание

Что выделяет самых лучших танцоров? Когда на милонгах говорят о лучших партнерах, то обычно имеют в виду их умение обыгрывать музыку в своем танце. Я бы не сказал так с полной уверенностью, но всё же способность чувствовать и выражать музыку настолько важна, что иногда партнера считают прекрасным танцором, несмотря на его слабую технику. Некоторые milongueros старшего поколения, уроженцы городских кварталов, уделяют мало внимания правильной постуре или самодисциплине, позволяющей добиться элегантности шагов и движений, но тем не менее их уважают и восхищаются ими за умение неординарно выражать музыку любой композиции. И часто непросто увидеть это за техническими погрешностями – обычно нужно несколько раз просмотреть видео, чтобы понять искусство движения в cadence, которое лежит в основе.

В то время как лучшим и самым творческим партнерам прощаются некоторые технические оплошности, к женской технике подходят более строго. Нельзя переоценить важность постуры и правильного шага для женщины, и, нравится вам это или нет, партнерше, ограничивающей партнера своей плохой техникой, придется трудно. Но делает ли это женщину эдаким танго-роботом, чья задача – следовать за партнером с безупречной и бездумной точностью, пока он творчески самовыражается? Абсолютно нет. Конечно, мужчина имеет большую свободу выбора, ведь именно ведущий в танце решает, куда и когда сделать шаг. Но партнерша решает, как именно она сделает этот шаг, и лучшие из них могут выразить весь мир своего танго при помощи одних лишь ног. [Чтобы задать некую перспективу, следует заметить, что здесь мы рассматриваем технику танго, т.е. механику тела, которую можно объективно наблюдать. Но важно помнить, что это лишь верхушка айсберга под названием социальное танго, и большая часть находится под поверхностью. Иногда для описания этого явления milongueros используют слово “entrega” («невидимый каркас»). И оба партнера, как мужчина, так и женщина, в равной мере участвуют в создании entrega танго. Но об этом позже.]

Так что шаг партнерши и определяет её уровень. Первое, что скажут о хорошей партнерше –что у нее прекрасная техника шага. Что это означает? Сложно объяснить. Все равно что пытаться описать, как великие художники обращаются с кистью или как пианист касается клавиш. Но всё же здесь есть над чем подумать.

Шаг

Подобно технике пианиста, шаг партнерши определяется движением и касанием. Мы уже упоминали о том, насколько важна четкость и дисциплинированность в ее движениях. «Чисто» – это слово обычно используют для характеристики правильной техники шага, но дело не только в этом. Нога отрывается от пола, набирая темп, потом темп замедляется в момент, когда лодыжки почти соприкасаются, а затем вновь ускоряется, и вновь замедляется, когда нога ступает на пол. Каждый шаг – это аккуратная последовательность ускорения, замедления, затем снова ускорения и замедления. Нога обычно движется невысоко над полом, а когда касается его, это почти ласкающее прикосновение. Оно создает иллюзию скольжения или парения над полом, но при этом cadences четко отмечается, когда партнерша собирает ноги, а также каждым касанием пола. Кроме того, женщина может иногда поворачивать лодыжку, поднимать или опускать пальцы ног. Именно в рамках этих движений хорошие партнерши и выражают свою индивидуальность.

Чтобы лучше понять, как следует правильно собирать ноги, можно представить, что к лодыжкам прикреплены магнитики. Эти воображаемые магнитики будут притягивать свободную ногу к опорной и при этом заставлять ее слегка замедляться. В качестве упражнения представляйте, как одна нога плавно притягивается к другой при каждом проходе. На фотографиях ниже Diana заканчивает свой предыдущий шаг с открытой левой ногой спереди (первая фотография). El Gallego ведет её на шаг назад и опять оставляет её левую ногу раскрытой позади правой (последняя фотография). Эта серия демонстрирует, как лодыжки партнерши проходят рядом друг с другом и движение немного замедляются перед тем, как нога раскрывается назад и в сторону. Также на последней фотографии можно заметить, что она немного разворачивает лодыжку.


На первой фотографии Diana стоит с раскрытой левой ногой впереди. Затем она ведет ногу назад, собирая ноги...

... а потом уже, следуя ведению El Gallego, она делает шаг назад, левая нога раскрыта сзади, затем ступня касается пола. В каком бы направлении ни вёл её партнер, она всегда собирает ноги, и каждый раз лодыжка одной ноги, проходя мимо другой, немного замедляется в своем движении.

 

Основная проблема демонстрации особенностей женской техники в том, что движения едва различимы. На фотографиях видно, что Diana почти совсем не приподнимает ногу, когда шагает. Действительно, её нога скользит настолько близко к полу, что трудно определить, когда она перемещается, а когда стоит на месте.

Касание

Graciela тянет ногу, пальцами касаясь пола, а затем перекатывается на переднюю часть стопы.

 

На фотографиях выше Graciela тянется большим пальцем ноги и ступает на переднюю часть стопы. Сначала она вытягивает носок ноги вниз, касается пола и только потом мягко и вместе с тем уверенно перекатывается на переднюю часть ступни. Это очень напоминает кошачий шаг. Кошка вытягивает переднюю лапу, а затем энергия шага переходит через подушечки к голеностопному суставу.

Нога Graciela остается прямой, а пальцы и голеностопный сустав амортизируют и смягчают контакт с полом. Стрелка показывает, что Gerardo моментально чувствует, когда нога партнерши касается пола.
 

Стрелка на фотографии показывает, что нога Graciela в момент касания пола остается прямой, поэтому энергия шага сразу же передается партнеру. Затем уже она может согнуть колено, чтобы сделать следующий шаг, но при касании пола нога должна быть прямой. Это иногда помогает партнеру «чувствовать» compás через шаги партнерши. Это не «тяжеловесное» ощущение, а легкое и быстрое воздействие, которое должно четко попадать в cadence музыки.

На носочках

Мы показывали несколько фотографий, на которых milongueros и milongueras ходят, отрывая пятки от пола. Обычно считается, что настоящий шаг в танго – это шаг в пол, т.е. пятка опорной ноги соприкасается с полом. Но если вы взглянете на фотографии выше, последовательно демонстрирующие шаг Graciela, то заметите, что пятка её правой ноги оторвана от пола. Это не является ошибкой, всё зависит от ситуации и предпочтении партнерши. Но обычно milongueras большую часть времени оставляют пятку опорной ноги на полу. Так не только более эстетично (танго всё же танцуют «вниз», «в пол»), но и практично, поскольку пятка на полу придает положению устойчивость. Взгляните ещё раз на серию фотографий Maestras с предыдущей страницы, изображающих последовательность выполнения шага. Большинство мастеров оставляют пятку опорной ноги на полу:


Большинство milongueras стараются по возможности держать пятку опорной ноги на полу.
Глава 3 | стр 16
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину