Истоки танго

Существуют ли определенные «стили» танго, характерные для различных районов Buenos Aires? Один наш знакомый, старый milonguero, дал простой ответ на этот вопрос. Он сказал: «В городе было несколько великих танцоров, которыми все восхищались и которым подражали» (он имел в виду всем известных покровителей в танго – patrons). Но также он добавил: «Практиковаться можно было повсеместно, поэтому когда кто-нибудь открывал что-то новое, люди начинали это отрабатывать, и оно быстро распространялось». Так что моё мнение на этот счет таково: всегда существовали великие танцоры со своим собственным «стилем», но другие моментально его подхватывали, и стили эти никогда не оставались в изоляции в каком-то определенном районе на длительное время. Люди все время экспериментируют, и на милонгах постоянно возникают какие-то новые открытия. Иногда хорошие, иногда не очень. Бывает, кто-то откроет действительно стоящую вещь, которая «цепляет», влияет на многих и остается в истории, в то время как другие стили никогда не копируются и, вероятно, просто исчезают.

Так кто же оказал наибольшее влияние на современное танго? Пожалуй, не так сложно найти информацию о самых известных танцорах прошлого. В книгах, журналах, путем быстрого поиска в интернете можно добыть тонны сведений. Но по большей части все везде повторяется. Это будут имена, даты, места и пара слов о том, как все они потрясающе танцевали и насколько были известны. Но как конкретно они танцевали? Что делали на танцполе, что так повлияло на танго? Поскольку мы сняли огромное количество видеороликов и тщательно их изучали, я имею представление о большинстве выдающихся современных танцоров. Но гораздо сложнее заглянуть в прошлое и понять, что и каким образом повлияло на современных milongueros и их стиль. Позднее мы попытались собрать все старые записи, какие только смогли достать, объединить их и посмотреть, что получится. Я пытался изучить их тем же способом, каким изучил более сотни современных milongueros: оцифровал записи и с помощью компьютера изучал и сравнивал, что и как они делают.

Работа ещё не окончена, и собранного материала очень и очень мало, но я сделал всё от меня зависящее и в итоге пришел к кое-каким выводам. На данный момент есть в той или иной степени 3 стиля танго, пришедших из прошлого, которые до сих пор можно выявить на милонге. Более того, каждый стиль представлен одним танцором! Как модель Ford A или Chevy 57-го года повлияли на автомобильный дизайн последующих поколений, так и эти три легендарных танцора будут продолжать влиять на танго еще многие десятилетия XXI века. На следующих страницах я попытаюсь рассказать, что они такого важного сделали, и почему ими до сих пор восхищаются лучшие современные milongueros.

Первая легенда: «Petroleo»

Carlos Estevez родился в Almagro и начал танцевать танго в 1920х годах. Его sobrenombre на милонгах было «Petroleo» – странная кличка, в переводе она означает «нефть». Сначала мне сказали, что у него такое прозвище, поскольку он танцует плавно, будто нефть переливается. Но в своем последнем интервью незадолго до смерти он сказал, что получил свое прозвище из-за того, что в молодости много пил. Первая вещь, бросающаяся в глаза – это то, с какой скоростью Petroleo переставляет ноги. Обычно он танцевал с согнутыми ногами и сгибался в пояснице. Иногда он даже танцевал на цыпочках. Ниже приведена серия фотографий, на которых видно, как Petroleo стоит и двигается.

Petroleo
Petroleo
Petroleo
Petroleo

Теперь, взглянув на эти фотографии, вы можете спросить: «И что же здесь великого? Пожилой человек с ужасной постурой пытается танцевать танго». Пожалуй, на этих фотографиях Petroleo не в лучшей форме, и как это часто случается, мне понадобилось некоторое время, чтобы понять, что к чему. Я стал пересматривать видео, изучать отдельные кадры и заметил, что Petroleo передвигается с огромной скоростью и уловить, как он ставит ноги, очень трудно. Та же история вышла и с некоторыми другими танцорами (например, с El Gallego, который двигается с быстротой молнии). Постепенно я осознал, что стиль исполнения танго у Petroleo очень быстрый и динамичный. Он танцует с такой энергией, что иногда встает на цыпочки и даже местами подпрыгивает. Это такой стиль исполнения танго, при котором приходится жертвовать всем в пользу максимальной выразительности. Постура и техника шага уходят на второй план, уступая место музыкальности и движению как таковому. Petroleo не танцует на камеру. Он будто летает над танцполом, для него музыка – прежде всего. А потом меня осенило: он же как Tete – мой первый герой танго! Вот они, Petroleo и Tete, бок о бок:

Petroleo и Tete местами выглядят неуклюже, танцуя на грани возможностей

Tete
Tete

Оба энергично устремляются вперед и заряжают весь танцпол

Похожие шаги в сторону

Tete
Tete

Оба встают на носки

Tete
Tete

Иногда даже можно увидеть подошвы обоих ботинок, что нехарактерно для большинства milongueros!

Tete
Tete

Но несмотря на все их сходства, я не могу однозначно сказать, что стили Petroleo и Tete совершенно одинаковы. Tete ускоряется и двигается по танцполу гораздо более плавно, со множеством giros, в то время как Petroleo (по крайней мере на этом видео) в основном танцует на одном месте и очень редко делает giros. В своем танго он отдает предпочтение быстрым небольшим шагам. Сегодня на милонгах встречаются танцоры, на стиль которых повлиял именно Petroleo.