За пределами

На этой странице мы продолжим разговор о том, что выходит за пределы социального танго и что не стоит делать на милонге. На предыдущей странице мы увидели, как Copes сгибает колени, чтобы подчеркнуть драматичность момента. А теперь давайте посмотрим ещё один пример уникальной техники шага:

Orlando Paiva в 2005.

Что c ними…они не умеют читать? Разве они не читали эту главу? Я ведь только что рассказывал на странице 19 основы техники, а они ими полностью пренебрегли. Сперва Copes ходит всё время на согнутых коленях, а теперь Orlando Paiva делает шаг, неправильно распределяя вес и перенося корпус.

Вместо того чтобы подаваться вперёд и четко переносить вес на переднюю ногу, посмотрите, что делает Paiva: он оставляет корпус сзади, вытаскивает лишь ногу, а потом задней ногой выталкивает себя в шаг. Это абсолютно не тот энергичный, ведомый корпусом шаг, о котором мы говорили в контексте милонги. В танговском шаге сперва подается вперёд верхняя часть корпуса, и эта энергия корпуса возрастает до момента касания стопы с полом, потом она потихоньку затухает, и первоначальный импульс используется чтобы прийти в ось и собрать ноги. Но Paiva наоборот начинает медленно выдвигать ногу, а затем выталкивает себя мощным импульсом, чтобы сделать шаг. В итоге получается небольшое ускорение, когда он приходит в ось. Он правильно шагает в compás, приходит на прямую ногу и собирает в конце стопы, но при этом он медленно начинает шаг и ускоряется к завершению, т.е. он выражает музыку наоборот.

Как и следовало ожидать, любые отклонения от центра баланса влияют на всё. Если вы не подаетесь вперёд от груди, то вашей партнерше нет места, чтобы сделать шаг внутри объятия. Но если вы слишком много отклоняетесь назад, то ваши ноги оказывают слишком впереди и входят в пространство партнерши. Кроме того, в таком положении очень сложно сделать шаг вперёд четко по линии. Если партнер отклоняется назад, а ноги с бедрами при этом оставляет впереди, то при его шаге вперёд, он может бедрами натыкаться и вымещать свою партнершу, если партнерша идет прямо перед ним в шаг назад. Paiva уходит от этой проблемы за счет того, что оставляет свою партнершу немного сбоку, и всегда танцует справа от нее. Такой вариант хорош для мелодичных струнных мелодий, которые большинство сценических танцоров и предпочитают, но совершенно не применим, если вы хотите обыграть последовательно сильные и слабые доли быстрой мелодии. Если женщина будет оставаться сбоку, то очень сложно передать ей необходимый импульс на движение, необходимый в corridas.

Одной из важнейших составляющих танца на милонгах является исполнение corridas (серия последовательных шагов) и закручивание их различным способом. Но если партнершу запереть сбоку от партнера, то последнему приходится всё время оббегать её. Кроме того, если вы посмотрите более внимательно, то заметите, что партнерша стоит в таком положении, из которого практически не реально сделать чистый шаг назад. Она находится под углом, и когда Paiva идет вперёд, то ей в действительности приходится делать шаг слегка в сторону по диагонали с развернутым корпусом (Мы уже обсуждали эту проблему в главе 3, когда рассматривали танец и объятие Petroleo. Поскольку его партнерша была справа от Petroleo, при быстром его шаге вперёд, она часто оставалась позади. Когда они двигались медленно, не было ни каких проблем, они возникали, если нужно было ускориться).

Другой проблемой неправильного положения корпуса является то, что когда они хотят сделать шаг внутри объятия, им приходится увеличивать дистанцию между собой. Например, в giro, когда партнерша должна сделать шаг внутри пары, Paiva приходится открывать объятие, чтобы пропустить партнершу, освободив ей пространство для шага:

Вы также можете заметить, что Paiva не правильно распределяет вес, заваливаясь назад и оставляя его на пятках, в связи с чем он не устойчиво стоит и не может четко вести партнершу в giro, поэтому ей даже иногда приходится тянуть его, чтобы помочь! Конечно, они практиковали это и готовились заранее, тогда как для милонги, где приходится танцевать с разными партнерами, такой вариант не сработает.

Постура со смещенным весом на пятки является частью традиций сценического танго. Virulazo – ещё один известный сценический танцор, использующий подобную постуру. И giro в его исполнении также требует значительной помощи партнерши:

Paiva обладает своим уникальным стилем, который вполне сочетаем с инструментальным танго, используемого для представлений. Но есть причины, и не одна, почему он не применим на милонгах. Во-первых, практика начинать шаг с вытягивания ноги, а не с подачи корпуса, замедляет передачу сигнала партнерше. Она позже получает сигнал, а значит остается меньше времени на реакцию. Конечно, это не проблема для шоу, но на милонге это не так. Во-вторых, подача корпуса гораздо менее трудозатратна, чем выпуливать себя вперёд всю ночь за счет задней ноги. В-третьих, постура с распределением веса на передней части стопы и подачей корпуса вперёд позволяет партнерше оставаться напротив, что в итоге облегчает её следование в быстрых шагах corridas. И наконец, правильное распределение веса на переднюю часть стопы позволяет сохранять объятие в течение всего танца, и не нужно разрывать его, чтобы сделать шаг внутри объятия или giro.

****

Это видео с Orlando Paiva было сделано за год до его смерти. И оно действительно хорошее. Конечно, он уже не так силен, но всё ещё соблюдает баланс, и его мастерство налицо. Так же, как и с Copes, я пытался какое-то время подражать, но ничего конкретного я не планировал. Однажды, когда я только заинтересовался танго, я приехал навестить родственников в Лос-Анджелес и увидел объявление, что неподалеку проходят практики, решил сходить туда. Когда я пришел на место, оказалось, что никого, кроме организатора там не было. Эта была аргентинка, которая в своё время училась с Paiva. А поскольку кроме меня никто не пришел, то она всю практику провозилась со мной, показывая шаг Paiva. Она заставляла оставаться меня больше сзади, не переносить вес вперёд, пока нога красиво большим пальцем вытягивается, а затем, отталкиваясь задней ногой, переносить вес на переднюю ногу и приходить в ось, в точности как делал Paiva. Мне казалось, что я понял эту технику и что это выглядело довольно мило. И не так сложно было повторить это, более того, мне понравился этот эффект тягучести и расслабленности.

Когда я ушел с практики, я был немного подавлен, ведь я заплатил лишь 5$ за практику, а получил в итоге частный урок от аргентинки, которая прекрасна разбирается в вопросе танго. И её советы были в сто крат полезнее, чем какие-либо другие, которые мне давали. Всё что до этого мне рассказывали, ограничивалось показом каких-то связок, поэтому я приобрел видео уроки этой аргентинки, на которых она вместе с Paiva обучают танго. Но кажется я потерял ту кассету. Я пытался её найти, когда писал эти страницы, но она исчезла. Мне очень понравилась эта аргентинка, поскольку она действительно рассказывала о механике движения. Вы должны быть достаточно способным, чтобы повторить то, чему она учила. И я знаю лишь немногих, кто может это повторить. На ум приходят лишь Milena Plebs, бывшая партнерша Miguel Zotto (она обучала такому же шагу, как и та аргентинка) и Natu (по профессии инженер).

Сглаживание движения в танго

Вот пример танца Pablo Pugliese с его матерью Esther:

Плавное танго: Pablo Pugliese со своей матерью Esther.

Это одно из самых первых мной купленных видеокурсов. Но даже тогда я заметил, что Pablo Pugliese совершенно по-другому двигается. Вы видите? Он сгибает колени, что практически совершенно сглаживает естественные движения вверх-вниз корпуса в шаге. Он начинает шаг с вытягиванием вперёд прямой ноги. Если бы он продолжил движение вперёд, не сгибая колена, то и получилось бы естественное «вырастание», а затем уже «падение», но он так не делает. Наоборот, как только нога касается пола, он тут же сгибает колено, нивелируя подъем. И даже при сборе ног он остается на согнутых коленках, и только в самом конце он их выпрямляет. В итоге получается, что верхняя часть корпуса всё время мягко двигается на одном уровне. Такое сглаживание устраняет из танца не только эффект «подъема» и «падения» в шаге, но и ускорение и замедление, что мы ранее и обсуждали, должно присутствовать при правильном шаге на прямую ногу.

Copes также использует эффект согнутых коленок, чтобы всегда оставаться на одном уровне при движении вперёд, но он обычно уже начинает делать шаг на согнутую ногу, и кажется, будто он крадется, когда шагает. Pablo же сперва вытягивает прямую ногу, а потом уже сгибает её. Он начинает шаг и заканчивает с прямой ноги, что выглядит более тягуче. Напоминает охотившегося кота. Что вы думаете об этом? Подобный шаг и его вариации должно быть выглядят довольно привлекательными, поскольку многие современны исполнители используют их в своих nuevo-номерах.

Вот ещё примеры с музыкой:

Esther с Pablo Pugliese. Интересное сочетание классического танго с современным.

Хорошие танцоры. Esther движется, как молодая, но при этом чувствуется контроль, который приходит лишь с опытом. У нее хорошее тело, и она грациозно двигается, как и те аргентинки, которые танцуют будто вечность. Так много в ней достоинства, и даже присутствует нотка высокомерия. Она выглядит королевой. И если в аргентине захотят сменить строй и перейти к монархии, им, пожалуй, стоит попросить её быть их королевой. Ну или по крайней мере найти кого-то, кто танцует танго, как она.

Взгляните ещё разок на момент в конце клипа, когда они начинают прерывисто, будто роботы шагать в тот самый момент, когда Di Sarli добавляет нервозности в музыке:

Esther и Pablo Pugliese двигаются, как роботы, в соответствие с музыкой.

Они определенно играют, нарушая традиции классического танго, но если вы хотите подурачится, то можете делать, как они. Да это не общепринятый способ исполнения танго, но они могут позволить это себе, поскольку их техника идеальна, а что ещё важнее, так это то, что они прекрасно обыгрывают музыку. Приятно было открыть для себя эту старую запись. И кто знает, откуда они взяли идею так обыграть последний кусок музыки? Может быть они и раньше так делали, а потом перестали. Если бы меня спросили, то я б предположил, что они взяли эту идею от того, кто тысячи раз прослушал и протанцевал эту композицию Di Sarli. А, возможно, Mingo или Esther поставили эту композицию, потому что Pablo хотел попробовать что-то новенькое. Или они просто хотели чем-то привлечь своего сына в танго.

Когда я заказывал эту запись, то вместе с ней пришли и другие. Тогда я не просматривал их, но сейчас музыка с этого видео напомнила мне о них. Tete танцевал под ту же мелодию, что на этом видео. И было бы любопытно взглянуть, как Tete обыгрывается тот же кусок staccato в мелодии Di Sarli Pollo Ricardo (это имя… Pollo Ricardo! Только в танго…). Это сравнение в некотором смысле похоже на сравнение Copes и Buglione на предыдущей странице. Не совсем честно сравнивать подготовленное выступление с импровизацией, но давайте всё равно это сделаем. Вот что мы имеем:

Тот же нервный отрывок музыки в интерпретации Tete.

Не так плохо. Tete более грубый, но он также определенно хорошо слышит музыку! В первой части видео заметно, как он подбирается к той рваной части мелодии и интуитивно обыгрывает её за счет небольшого топтания и замирания. Возможно это и не так красиво, как хореографический вариант в исполнении Esther и Pablo, но всё же.

****

Поскольку оба видео находятся на одной странице, мы имеем прекрасную возможность сравнить классическое сценическое танго Paiva и социальное танго Tete. Paiva, как и любой сценический танцор, двигается очень плавно, не перемещает вес на переднюю часть стопы, когда вытягивает ногу в шаг, и использует открытые объятия. Tete же делает так называемый шаг «в пол» и этим отмечает compás, что и соответствует стилю, принятому на переполненных милонгах. Вот вам классическое противопоставление сложного постановочного шоу номера социальному танго рабочих кварталов.

Так же очень интересно пронаблюдать, сколько разнообразия в этих танцах. Помню, задавали мне вопрос, как лучше танцевать в разных стилях под разные оркестры. Моим ответом было, что существует слишком много вариаций в музыке, чтобы выбрать какой-то определенный способ, как танцевать под определенный оркестр. И наши видео – это прекрасное тому доказательство. Здесь вы видите шесть танцоров, и легко заметить, что каждый из них танцует своим уникальным способом, отличным от другого. И хотя каждый из них танцует по-своему, все они танцуют под один и тот же оркестр. А четверо из них даже под одну и туже композицию!