Глава 4 | Вначале было слово...
Система Orphus

Прогулка коров

"Любой глупец может сделать вещи больше и сложнее...
Но потребуется прикосновение гения, чтобы сделать наоборот "

-E.F. Schumacker

 

"Смейтесь, если хотите, но без него мы все остались бы без работы"
-Troilo про D'Arienzo

 

Были времена, когда D’Arienzo подвергался большой критике. Он не был похож на более опытных танго музыкантов тех времен. Его критиковали за простоту музыки и за то, что он исполнял её слишком быстро. Он располагал compás прямо перед вашим носом, а сам скакал по сцене прям, как дикий человек. Некоторые критики могли бы назвать его музыку «поп-танго», если бы такое понятие тогда существовало. Но мы действительно знаем, что он заполнил милонги и вызвал огромный бум в танго, что позволило другим великим оркестрам процветать и творить. Исполнял ли он танго на более низшем уровне? Вот несколько примеров классических мелодий D’Arienzo:


 

El CENCERRO, Juan D’Arienzo orchestra


Что за название для танго. El Cencerro… «Колокольчик для коровы». Это наиболее близкое по смыслу, а танго о том, как пасутся коровы. Существует правило, что танго должно быть скромным, без претензий, и это определенно подходит. Хотя в этом танго и отсутствует блеск Pugliese, витиеватый талант Troilo или новаторство Piazzolla, всё же в нем присутствует талант. Cencerro является невероятно эффективным танго, в нем есть именно то, что и должно быть. Начало не слишком многообещающе. Ощущения что-то вроде: «Да, мы тут вкалываем по пути в Pampas». Но потом становится интереснее. Он выстраивает, выстраивает cadence и, наконец, бум! D’Arienzo использует неослабевающий compás, приливы и отливы, и наконец появляется невыносимая энергия и мощь, по крайней мере, так ощущается для танцора танго. Действительно, в этой музыке есть наиболее мощные и эмоциональные моменты, и звенящий визг бандонеона в каждом танго. Бандонеоны D’Arienzo вводят практически в гипнотическое состояние, предоставляя несравненные возможности для танцевания.

Я видел, как milongueros практически вскакивали со своих мест, едва только услышав первые ноты этого танго (Есть что-то подобное и в вальсе Biaggi, которое мы обсудим позже). Послушайте, как звучит и обыгрывает compás соло бандонеона на 1:15, а потом присоединяются струнные к нему на 1:45. Сперва партия бандонеона начинается, но всё так же слышен ритм СИЛЬНАЯ – слабая – СИЛЬНАЯ – слабая доля. И коровы продолжают пастись. А потом струнные появляются откуда-то сверху и обволакивают бандонеоны, а коровы всё ещё продолжают идти. Я танцую танго, ожидая момента, когда вступают струнные на 1:45. Этот момент настолько сильный, что концовка практически разочаровывает, хотя D’Arienzo и заканчивает очень быстрыми резкими шагами.

Вот ещё одно танго D’Arienzo. Это вальс с незабываемым названием «Слезы и улыбки». Compás этого вальса – СИЛЬНАЯ – слабая – слабая, СИЛЬНАЯ – слабая – слабая. Я слушаю, как D’Arienzo останавливается, а потом снова начинает, и как он меняет музыку под конец:

LAGRIMAS Y SONRISAS, Juan D’Arienzo orchestra


Этот вальс совершенно прозрачен и прост для тех, кто знает, как танцевать. Compás вальса Lagrimas совершенно ясен, совершенно понятно, где паузы, а где мощь, энергия. Даже начинающий сможет услышать. С одной стороны музыка проста, но в то же время позволяет самым продвинутым исполнителям танго танцевать выше своего предела, улучшить себя. Послушайте паузы на 2:20 и 2:27 и отметьте важное изменение музыки на 2:40. Вы должны суметь последовать за оркестром в этом моменте, и, если вы не сумеете плавно войти и выйти из быстрого vals giros между паузами в балансе на переполненном танцполе в те самые моменты, вы будете вне музыки и вне танго. Cencerro требует способности танцевать по крайне мере двумя различными способами, а Lagrimas, возможно, даже тремя. Для Cencerro, как минимум, вы должны уметь правильно ходить, показывая corriditas (небольшие пробежки с варьирующей cadences). Момент, когда бандонеоны и струнные сливаются вместе (на 1:15 и 1:45), призывает к исполнению быстрых связанных giros, с различной cadences и скоростью поворота: промедление – кручение – промедление – кручение. И наконец, быстрая партия бандонеона в конце дает возможность для исполнения других быстрых шагов.

Некоторые танго рождают эмоции за счет слов и интонаций голоса певца. Другие, наоборот, опираются на мелодию и взаимодействие различных инструментов в оркестре. Но лучшие танго такие, как Farol Troilo, включают в себя всё одновременно. Но в Cencerro D’Arienzo, чтобы захватить слушателя или даже танцора, использует энергию и мощь compás. Его ритмы создают поистине гипнотический эффект, который весьма примитивным способом сметает людей с мест, выгоняя их на танцпол. Послушайте ещё раз кусок, который начинается на 1:15 – целая минута чистого и мощного ритма dos por cuatro. Раньше я представлял в этом месте движение паровоза, но после того, как узнал название этого танго, этот образ сменился на беспрестанно движущихся коров по прерии. Вот он D’Arienzo в тех древних кинескопах 1950х г., прямо в первом ряду перед бандонеонами, немного склонившись, и, используя всё своё тело, перемещается от одного к другому с нагнетанием энергии в музыке, с лицом, обращенным прямо на них, и вдруг неожиданно соскакивает и начинает дико смеяться, будто его собственные ритмы свели его с ума.

Если вы действительно это прочувствуете и пропустите через себя, то танда такой музыки может вызвать у вас что-то наподобие спортивного экстаза, который ощущают при скоростном спуске с гор на лыжах или в виндсерфинге. Всё это кажется достаточно привлекательным, так почему же так много враждебности по отношению к этой музыке испытывают некоторые люди? Давайте вкратце рассмотрим, что происходило в танго до того, как D’Arienzo стал настолько популярным, чтобы понять это.

 

Глава 4 | стр 6
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину