Глава 6 | Азы танго
Система Orphus

Техника шага (Часть II)
Двигайтесь умело

Умение – это красивейшая вещь. На самом деле, эта красота мне нравится больше, чем красота, созданная ради красоты. Для меня что-то, что решает инженерные проблемы (например, аэроплан), гораздо более прекрасно, чем все скульптуры. Возможно, именно поэтому для меня умелое танго милонг гораздо привлекательней сценического танго. И именно поэтому я предпочитаю классический практичный шаг милонг больше, чем стилизованные движения, созданные для привлечения внимания. Поэтому давайте поговорим об эффективных движениях.

Иногда шаг в танго для меня легче, чем то, как я хожу по улице: ссутулившись и неэффективно. Одной из причин этого является то, что хороший танго-шаг сохраняет энергию. Подумайте о шаге, о том что мы уже обсуждали. Какие мускулы нам действительно нужно задействовать? Если мы стоим в своей оси и в балансе, то используем минимальное количество мускулов, необходимых для поддержания нас в прямом состоянии. Положение рук также исключает использование дополнительных мышц и расход энергии. А что насчёт ног? Когда я делаю шаг в танго, мои ноги на протяжении всего времени остаются прямыми. Они несут весь мой вес, поэтому за счет их несгибания сохраняется энергия. А для другой ноги необходимо совсем немного энергии, достаточной, чтобы оторвать её немного от пола и выставить вперёд, делая шаг. Ничего более. Сравните это с движениями, выполняемыми в шоу на странице 4. Шоу- танцоры сжигают такое количество энергии, что это, возможно, способствует глобальному потеплению. Я думаю, что выбор между этими двумя способами танцевания всецело зависит от ваших предпочтений. Если вы хотите физической нагрузки, то танго с третьей страницы – ваш путь. Если вы хотите плавно и эффективно двигаться, то шаг, который будем рассматривать далее – наилучший вариант.

 

Fino in a milongaFino in a milonga
Два кадра с видео Fino, танцующего на милонге. Этот 15-секундный – ролик единственная из существующих записей социального танго.

 

Конечно, есть нечто большее в танце, чем просто сохранение энергии. Я имею в виду, что если сохранение энергии было бы нашей единственной целью, то мы тогда просто сидели бы за столиком и постукивали пальцами под музыку. Эффективность означает делать что-то наипростейшим способом, какой только возможен. Поэтому, используя этот термин применительно к танго, мы должны точно знать, что мы будем делать. Какую конкретно проблему в танго нам нужно решить? Думаю, техническую проблему, с которой мы все сталкиваемся, а именно – как физически выразить душу музыки, то самое физическое выражение, которое рождается из ритма dos por cuatro compás (ритм танго 2/4). Прежде чем научиться выражать то, что мы можем чувствовать в танго, нам необходимо научиться выражать ритм dos por cuatro. Давайте взглянем, как шаг может помочь нам в этом.

Физика и гармония

Большая часть танго скрыта от нас. Если разбить изучение танго на три этапа по аналогии с джазом (изучить музыку, изучить инструмент, а затем всё выкинуть и научиться играть), то два из них – это духовные, которые в итоге выходят за пределы нашего понимания. Мы можем слушать музыку, играть её, но всегда остается элемент творчества, который не поддается рациональному анализу и пониманию. В то время, как третий этап – изучение механики инструмента – это вполне приземленный этап. Механика пианино или бандонеона, или биомеханика движения тела в ритм звуков милонги – все эти структуры имеют одну единую природу. А поскольку всё это – объекты, подчиняющиеся физическим законам природы, то должны существовать объективные способы их изучения. Догадываетесь, откуда я это взял? Не убегайте. Я тоже не очень это люблю, но мы должны посвятить немного времени обсуждению этого – физики.

Когда мы впервые начали обсуждать технику танго в этой главе, мы рассматривали статические вещи: такие как положение руки, постуру или центр баланса, поэтому всё, что от нас требовалось – это немного геометрии. А теперь мы приступим к рассмотрению движения, поэтому мы должны обсудить следующие три вещи: гравитацию, потенциальную энергию и ускорение. Приступим.

Все мы знаем о гравитации. Если забраться куда-нибудь высоко, а потом шагнуть вниз, то сила гравитации потянет вас вниз, а может, даже и убьёт. Когда вы где-то на возвышении, даже если не падаете, всегда существует потенциал для падения, что означает, что у вас есть потенциальная энергия. А когда вы падаете, то сперва падение происходит очень медленно, а потом скорость падения всё увеличивается, что и есть ускорение. Теперь давайте применим это к шагу в танго.

 

Уровень бёдер опускается, когда я шагаю: желтая точка на уровне моих бедер на средней фотографии чуть ниже, чем на первой и последней. Когда вы идете выпрямившись с прямыми ногами, ваше тело всегда будет слегка проседать в середине шага и вырастать, когда пятки проходят нулевую ночку баланса.

 

Я отметил точкой бёдра и желтой линией уровень их во время шага. Это позволяет увидеть, что когда я вытянут и нахожусь в балансе с собранными ногами в нулевой точке, то уровень моих бёдер немного выше, чем когда моя нога вытягивается, чтобы сделать шаг. Причина очевидна: когда ваша нога находится в вертикальном положении, вы выше, но чем дальше нога уходит вперёд, тем ниже вы становитесь. Но чтобы держать это под контролем, вы должны поддерживать себя и не сгибать опорную ногу. Вы должны приходить на прямую ногу и оставаться на прямой ноге, пока вес полностью не будет перенесён на новую опорную ногу.

Когда я стою прямо, пятки вместе, я обладаю потенциальной энергией. Гравитация стремится уронить меня, но делает это не с постоянной скоростью. Когда я подаюсь вперёд и начинаю падать, то скорость движения моего тела возрастает, и я ускоряюсь. Так что с нулевой точки баланса до момента, когда моя свободная нога касается пола (точка максимального разъединения ног), я ускоряюсь вниз и вперёд. А затем, когда я возвращаюсь на свою нулевую точку баланса, гравитация останавливает меня. Моя скорость продвижения вперёд падает до тех пор, пока я не пришел в нулевую точку баланса и не вырос. Процесс повторяется с другой ноги: минимальная скорость, когда я нахожусь в балансе ноги вместе, и максимальная – когда свободная нога максимально раскрыта в шаге, до момента касания ногой пола. Затем цикл повторяется с другой ноги. Короче, я человек, скатывающийся с горки.

На видео ниже вы можете увидеть, как я прихожу на прямую ногу и затем ускоряюсь, чтобы сделать следующий шаг:

 

Приход на прямую ногу, опускание уровня бедер и ускорение в шаге

 

Таким образом, вернемся к основной теме этих страниц – элементы танго как естественное явление. Классический танго-шаг, который мы обсуждаем, является естественным и эффективным движением. Научитесь этому, и вы сможете танцевать ночи напролет, будучи полные сил и энергии. Каждый шаг тянет вас к наивысшей точке, и вы естественно преодолеваете остаток пути. Шагать естественно означает возвращаться на наивысшую сбалансированную точку при каждом шаге, опускаться слегка вниз при шаге, а затем опять давать импульс для возврата себя наверх в ось.

Это дает вам три преимущества по сравнению с обычным шагом. Во-первых, вы естественно замедляетесь и возвращаетесь в ось в наивысшую точку баланса. Это то место, где в танго обычно делают паузу или меняют направление движения, поэтому вы замедляетесь и стабилизируетесь в том месте, где это наиболее необходимо. Во-вторых, когда вы подаетесь вперёд и ускоряетесь, используя вес вашей верхней части тела, потенциальная энергия, которой вы обладаете, за счет стремления вверх и того что вы остаетесь высоким, помогает вашей партнерше сделать шаг назад. И, наконец, самая важная вещь из всего: вы видели, что шагая таким образом, вы естественным образом ускоряетесь, когда «падаете» в шаг, и замедляетесь, когда «забираетесь» на нулевую точку баланса. Это очень и очень красиво, потому что это естественный и эффективный способ физически выразить самое важное в танго.

Глава 6 | стр 11
С замечаниями, предложениями, благодарностями ;-) по переводу книги
обращайтесь к Анне Курындиной и Андрею Саплину